Арсания и Вятка

Историк В. В. Седов пишет о существовании на территории Волго-Камья в 6-10 веках неких русов, продолжателей Именьковской культуры (славяно-готов) и даже видит в них русов описанных арабским путешественником Фадланом. В пространном тексте которого дано наиболее подробное описание внешности и образа жизни русов: «они подобны пальмам, румяны и красны». Это статные мужчины-торговцы с розоватым цветом кожи, в сопровождении красивых богато украшенных ожерельями жен, служанок и наложниц, прибывающие на кораблях в Булгар на Волге для продажи на монетное серебро мехов и рабов (в основном, славянских женщин).

Наболее ранние клады арабского серебра, выпадение которых обычно связывают с деятельностью русов, найдены на Вятке и Каме и лишь позже они появляются на Оке и Волге от Булгара и выше устья Камы, Ладоге и Скандинавии, а также возле Киева. Вятские клады датируются ранее времени появления скандинавов на территории Вост. Европы (конец 8 века). Фадланом описан обряд похорон знатного руса: сожжение в ладье, жертвоприношения, тризна и насыпание кургана. Западные историки относят русов к скандинавским викингам, некоторые из наших — к балтийским славянам, и лишь немногие, как Седов, — к неким ранним Волжским русам. Добавлю, что характерные особенности культуры викингов и русов, такие как захоронение в лодках, технология трехслойного пакета в изготовлении клинков, шлемы вендельского типа, международная торговля, — появляются в Прикамье на несколько веков раньше, чем в остальной северной Европе.

 

«Когда же наступил день, в который должны были сжечь его и девушку, я прибыл к реке, на которой [находился] его корабль, — и вот он уже вытащен [на берег] и для него поставлены четыре устоя из дерева хаданга и из другого дерева [халанджа], и вокруг них поставлено также нечто вроде больших помостов из дерева. Потом [корабль] был протащен, пока не был помещен на это деревянное сооружение. И они стали его охранять, ходить взад и вперед и говорить речью для меня непонятной…

В середину этого корабля они ставят шалаш из дерева и покрывают этот шалаш разного рода ‘кумачами’. Потом они принесли скамью, поместили ее на корабле, покрыли ее стегаными матрацами и византийской парчей… И пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье упомянутые нами выше постилки. Это она руководит его обшиванием и его устройством и она [же] убивает девушек. И я увидел, что она старуха-богатырка, здоровенная, мрачная…»

 

… С давних времен на северо-востоке Европы существовало государство с центром в низовье Камы и Вятки. Его народ составляли различные племена (будины и гелоны, прапермяне и другие), а позже в них влились славяне именьковцы. Правящей группой в нем были Русы — воины и торговцы сложного евро-азиатского происхождения. В 4-5 веках это были выходцы из готско-гунского рыцарства, с 8 века в этом сообществе стали преобладать балтийские викинги. Это самобытное русское прото государство было известно у арабов под именем Арсания (Артан), у скандинавов — родина предков викингов Великая Холодная Свитьод, позже Биармия…

В ДТ говорится, что булгары вытеснили в 8 веке волжских мурдасов (славян-именьковцев) и заняли их место (территория Татарстана). Те, что ушли далеко на запад стали зваться батыши, — вятичи на Оке (батышами в ДТ также иногда называют и жителей Вятки). Мурдасы оставшиеся под властью булгар известны как народ буртас, который постепенно влился в булгарский этнос. Слово буртас, по моему мнению, происходит от славянского слова варта, — речная петля, так как начальная территория поселения именьковцев находилась в Самарской луке.

Арабские источники говорят о трех видах Руси: Куяба, Слава и Арта. Под двумя первыми обычно понимают Киев и Новгород (Словен), а насчет местонахождения Арты долго шли споры. Учитывая тот факт, что те же арабы описывают неких русов живших по близости от булгар, логично искать следы Арсании на Волге выше устья Камы. По археологии здесь выделяется Сарское городище в районе Ростова и сопровождающие его комплексы курганов и поселений с древнерусскими, древнефинскими и скандинавскими артефактами 7 -11 веков. При этом важно отметить, что указанный регион располагается географически в центре трех вятичских анклавов: Вятка; Ока (вятичи) и Водь (новгородская). Волжские русы появились как рыцарское сословие именьковцев и соседних с ними Волго-Камских прапермских этносов, они контролировали путь мехов из Прикамья на Балтику, а также вели торговлю мехами и славянскими рабами через булгар и хазар с арабами. Получаемое монетное серебро уходило в северную Европу, где на него закупали дорогое оружие, олово, янтарь и другие предметы экспорта для потребления и сбыта в Вост. Европе.

В ДТ упоминается Артанский путь из Булгара на запад к берегам Балтики. Артанцы фигурируют в булгарских текстах как речные воины-наемники, проживающие в Приказанье и на переправах Вятки. Артанский путь шел к Зап. Двине через Оку и земли вятичей. Аналогично, Вотская земля находится на конце другого пути на Балтику — через Волхов и Ладогу.

Изначальной родиной русов было междуречье Ветлуги и Вятки, ныне это территория Мари Эл, север Татарстана и юг Кировской обл. Археологические артефакты русов интерпретируются местными национальными историками как завозной импорт. Так как бассейн Вятки заселялся славянами с конца 12 века, то жившие здесь ранее народы относят к праудмуртам. Однако, азелинцы, еманаевцы и кочергинцы 6-12 веков (так же как и население Чепцы) на деле не имеют прямого отношения к населению Удмуртии. Это стало очевидно после изучения Чумойтлинской культуры, — наиболее вероятных предков нынешних удмуртов. Она совпадает с историческим ареалом проживания удмуртов вблизи устья Вятки. Этноним «удмурт», в ранней форме «одморт» (морт это человек). «Ват», «вот» или «вод» на многих языках значит вода, отсюда имя реки Вятки, а также название бобра на удмуртском. В тюрских языках (булгар и татар) нет звука В, в замствованных словах его заменяют Б, У или Ф, или опускают. Поэтому удмурт — это буквально «вотский человек», вотин по-русски. Татары называют удмуртов ары, что наверняка связано с Артанией, территорией русов, соседствующих с булгарами на севере. Название Арта или Арса (Арча) появилось после выпадения В из слова «варта». Еманаевская культура Вятки возникла на основе предшествующей Худяковской (вятский вариант Азелинской) с заметным включением соседних именьковцев под влиянием культуры русов, воинов-торговцев. В 8-9 веках произошло расселение азелино-именьковцев (вятичей) в западном направлении вдоль путей на Балтику. Так появились вятичские анклавы на Оке и Волхове. Одновременно с этим появился Сарский центр русов на Волге. Замечу, что воинские рыцарские погребения 4-12 веков, которые можно связать с местными русами, обнаружены в бассейне Вятки от устья до Слободского.

Багдатский посол Ибн-Фадлан, наблюдавший русов на Волге в 922г., пишет также, что царь русов живет у себя в крепости на горе и предается развлечениям в среде своих воинов и женщин. Всеми делами управляет его доверенное лицо. Вероятно, имеются в виду знаменитые пиры Киевского князя. Киев на тот период был захвачен Волжскими русами Олега, который посадил там малолетнего князя Игоря. Позже Киевский князь Святослав набрал варягов и стал стремиться к самостоятельности. Волжские русы совместно с Киевскими приняли непосредственное участие в разгроме Хазарии в 960-х годах, паразитического посредника на Великом Волжском пути. Для борьбы с Киевскими князьями и их наемниками варягами датского происхождения эти русы пошли на союзничество со своими южными соседями Волжскими Булгарами-мусульманами, хотя сами Артанцы долго оставались в древней языческой вере. Часть этих русов-биармов, этнически близких скандинавам, бежала в 13 веке от татар в Норвежский Хологаленд.

 

Западные территории Арсании по Оке, Волхову и Волге после многолетних войн к середине 12в. отошли Киевским князьям (Ростово-Суздальская русь). Главным городом Арских русов стала пограничная с булгарами крепость Ошель (Учель, Казань). К 13 веку здесь сложилось независимое от Волжских булгар Камско-булгарское княжество. Благодаря сотрудничеству его правителя с монголами, территория правобережья Камы не подверглась погрому 1236г. В результате сюда устремился поток беженцев с юга из центральных районов Булгарии. Здесь в Арске, Казани и Ст. Казани обосновались уцелевшие булгарские князья. Много лет эта провозглашенная Арская республика противостояла монголо-татарам, но в 1278г. Казань пала, и ее русскоязычное население перебралось на Вятку и верхнюю Каму.

Итак, потомки волго-вятских русов, берладников и ушкуйников составили в 14-15 в. население трёх волостей Вятской республики. При этом христиане контролировали в основном правобережье Вятки. До 15 века центром славяно-вотских язычников было городище-святилище и соседствующие с ним поселения на территории современного города Кирова. После разгрома святилища северные вотины основали городок Кара-гурт (Карино) в бассейне Чепцы, власть здесь контролировали Арские князья пришедшие из заказанского Арска, территории бывшей Арсании. Во второй половине 15в. после нескольких военных походов Москвы часть вятчан была выведена и расселена в качестве буфера на южной границе Московии в районе верхнего Дона; часть успела уйти на Волгу и, еще ранее, на Днепр. Так было положено основание Донского, Днепровского и Терского казачества. Вятчане рассеявшиеся по Перми Великой составили основу первых казаков-переселенцев в Сибирь. Арские Каринские князья, а также каринские татары и вотины продолжали жить и расселяться вдоль Чепцы и далее.

 

 
По теме
Варроатоз- инвазионная болезнь пчел и печатного расплода, характеризуется сильным беспокойством пчел, нарушением развития и гибелью куколок.
ЦБ предупредил о новом способе мошенничества - ГТРК Вятка Мошенники от лица налоговой рассылают электронные письма с требованием предоставить декларацию о доходах, для чего предлагают пройти по ссылке на «форму» и оставить, в том числе личные данные и реквизиты банковской карты,
ГТРК Вятка
В Кирове подвели итоги Всероссийского конкурса юных композиторов имени Казенина - ГТРК Вятка В Кирове подвели итоги Всероссийского конкурса юных композиторов им. Казенина, посвященного 650-летию города Кирова, в рамках проекта Президентского фонда культурных инициатив "Хоровое содружество Вятки".
ГТРК Вятка
В Кировской области раскрыта серия краж из церквей в Яранском и Кикнурском районах - ГТРК Вятка В регионе раскрыта серия краж из церквей, часовни и церковной лавки. Сразу в нескольких районах на имущество религиозных организаций посягнул ранее судимый уроженец Пермского края.
ГТРК Вятка
oVYUQzfq4mEasfsffs - Технологический техникум Вчера состоялась экскурсия в Яранскую центральную районную больницу студентов 1 курса специальности «Сестринское дело» Яранского технологического техникума.
Технологический техникум
 Литературный час «Книга выбирает друзей» - Слободская ЦБС 28 марта в  Салтыковской библиотеке   для детей начальных классов был проведен литературный час «Книга выбирает друзей», посвященный Международному дню детской книги.
Слободская ЦБС