Объявлен победитель общероссийского конкурса на лучший проект памятника жертвам Вятлага
В конкурсе приняли участие четверо местных скульпторов и двое из Москвы. Причем одним из московских оказался не кто иной как Борис Мессерер (имя коего, по словам организаторов, как и всех прочих участников, было — для объективности оценки — до самого подведения итогов зашифровано цифровым кодом).
Но даже при соблюдении условий анонимности мнение компетентного жюри при определении проекта-победителя было единодушным: Мессерер). Понятно, что уже сама готовность именитого художника и сценографа поработать для нашего города — где он, кстати, в прошлом году побывал с выставкой своих работ — достаточный повод для гордости. Впрочем, и призовой фонд выделен из областного бюджета приличный: 300 тыс руб. Это только на проект. Что касается средств на его материальное воплощение ( изготовление памятника 25-метровой высоты, установка и привязка к местности), то это дело будущего и его финансовых возможностей, покрытое на данный момент неизвестностью. Сейчас вятчанам предложено принять участие в всенародном интернет-голосовании по поводу выбора места установки, так как пока это вопрос открытый. Ясно лишь, что памятник жертвам должен стоять вовсе не в Верхнекамском районе и не в пос. Лесном, а в областном центре, где ему смогут поклониться самые широкие народные массы.
Таким образом личный научный проект кировского губернатора (его кандидатская диссертация об экономике Вятлага) получит, так сказать, художественное завершение. Когда — это вопрос.
Памятник народной боли
Проект Бориса Мессерера
В основе проекта Бориса Мессерера простая и ясная символика, соединяющая тюремную решетку и крест. В его ячейках художник разместил портреты наиболее известных жертв сталинского террора, так сказать, всесоюзного значения (предлагается скорректировать их с учетом местной специфики). Крест установлен поверх дощатого «столыпинского» вагона, который тоже представляет собой зловещий символ насильственного переселения народов к местам, малопригодным для проживания. В нем, кстати, можно размещать информационный блок комплекса и использовать под интерактивные акции.
Как прокомментировала решение членов жюри скульптор Зинаида Бушкова, в проекте-победителе соблюдены современные требования к монументальному искусству. И кроме того: «Глядя на него, я буквально слышу звук, который возносится вверх и стекает горестью вниз».
проект Анатолия Пестова проект двух молодых московских скульпторов проект Клары Коциенкопроект Людмилы Леденцовой
Надо признать, что практически все шесть проектов вызывают душевный отклик, каждый по-своему сильно раскрывает трагическую тему. У Анатолия Пестова это тревожное кружение большекрылых птиц мимо ангела; у Клары Коциенко — тесная кучка лагерников на лесоповале, в кругу острых еловых пик, похожих на колючую проволоку. У Людмилы Леденцовой — скорбящий ангел над картой Вятлага. Но самая трогательная, ранящая в сердце композиция сделана руками двух молодых московских скульпторов: две плоскости, смыкаясь, образуют тесный проем, который поглощает людскую массу людей в ватниках, и закутанный ребенок оглядывается, прощаясь. Собственно, это ведь образ фашистского концлагеря — гроссмановская тема.
ссылки по теме