В рамках XXIII Свято-Трифоновских чтений состоялась секция, посвященная воспитательной деятельности воскресных школ

Секция «Воскресная школа» проходила сегодня, 16 октября 2018 года, при приходе храма великомученика и целителя Пантелеимона города Кирова и была посвящена теме «Переходный возраст. Свобода и ответственность».

Работу секции возглавил руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии протоиерей Евгений Смирнов .

В работе секции приняли участие священнослужителя: протоиерей Сергий Сизихин, протоиерей Константин Варсегов, иерей Владимир Путинцев, иерей Александр Смоленцев, педагоги и миссионеры-катехизаторы воскресных школ Вятской Епархии.

В своем выступлении руководитель секции протоиерей Евгений Смирнов, раскрывая тему приходского попечения о детях переходного возраста, напомнил об основных задачах воскресной школы:

– Главной задачей воскресной школы является содействие воцерковлению детей. Эту задачу воскресная школа призвана решать на всех этапах попечения о своих воспитанниках и независимо от своего состояния.

Наибольшую сложность здесь представляет попечение о детях переходного возраста. Статистика показывает, что большая часть детей покидает воскресные школы именно в переходном возрасте, несмотря на то, что эти же самые дети охотно посещали их в раннем детстве. Кроме того, большая часть воскресных школ вообще не рассчитана на детей старшего возраста. Выпуск из воскресной школы происходит в 7-8 классе общеобразовательной школы, если не раньше. Наконец, вообще число воскресных школ и количество их воспитанников не соответствует количеству приходов Русской Православной Церкви. Так в нашей Вятской Епархии их 23.

Отец Евгений отметил, что каждая воскресная школа востребована жителями городов и сел, поскольку родители подростков на педагогов школ при приходах, в первую очередь, возлагают надежды на доброе воспитание их детей, а уже потом их волнуют вопросы воцерковления и получаемых знаний. Определенные задачи в плане воспитания подрастающего поколения ставит перед Церковью и государство.

– И действительно возникает вполне резонный вопрос – как проявляется приходское попечение о детях переходного возраста? Насколько оно эффективно? Какова роль в этом попечении воскресной школы? – обозначил вопросы для размышления докладчик. – Начать надо хотя бы с осознания того, что воскресная школа является на приходе ведущей площадкой по катехизации детей. Именно здесь дети получают основные знания по вероучению, истории Церкви, православному богослужению, которые им не всегда могут дать родители. Располагает также среда общения с православными сверстниками. Занятия проводятся в адаптированной детскому восприятию форме. Дети участвуют в богослужении и Таинствах. К моменту наступления переходного возраста, ребенок, посещающий воскресную школу, имеет не только определенную сумму знаний, но и опыт духовной жизни. Это крайне важно при наступлении переходного возраста.

Далее докладчик обратился к святоотеческому наследию и привел мудрые мысли по этому поводу святителя Феофана Затворника: «Понятно само собою, что после крещения младенца очень важное дело предлежит родителям и восприемникам: так вести крещеного, чтобы он, пришедши в сознание, сознал в себе благодатные силы, с радостным желанием восприял их, равно как и сопряженные с ними обязанности и требуемый ими образ жизни <…>. Какими мы выходим из лет юношеских, очень много зависит от того, какими вступаем в них. Вода, падающая с утеса, кипит внизу и клубится, а потом идет уже тихо разными протоками. Это – образ юности, в которую каждый ввергается, как вода в водопад. Из ней выходят два порядка людей: одни сияют добротою и благородством, другие омрачены нечестием и развратом; а третьи – средний класс, смесь добра со злом, коим подобие – головня из огня, кои склоняются то на добро, то на зло, как испорченные часы то идут верно, то бегут или отстают.

Кто заранее скрепил себя обязательством, тот как бы укрылся в крепком, не пропускающем в себя воды кораблике или провел по водовороту покойный желоб. Без этого же и доброе воспитание не всегда спасет. Пусть иной и не впадет в грубые пороки, но все же, если он не сомкнут в себе, то сердце его, не отрешенное от всего обетом, будет изорвано увлечениями, и он неминуемо выйдет из лет юности охлажденным, ни туда, ни сюда. Так спасительно прежде лет юности не только получить доброе настроение, но и скрепить себя обетом – быть истинным христианином».

- Этими словами святителя Феофана в полноте выражены цели и задачи любой воскресной школы и приходского попечения о детях, - подчеркнул протоиерей Евгений Смирнов. – Именно этого ожидают от воскресной школы родители: что ребенка воспитают верующим, по крайней мере приличным человеком. Родители свято полагают, что Церковь плохому не научит, а воспитает в ребенке чувство живой веры. Знания Закона Божия в этом отношении являются вторичными.

Далее, рассматривая вопрос, как это сделать в условиях современной воскресной школы – в рамках занятий – двух часов в неделю, священнослужитель акцентировал внимание на личность педагогов, которые должны быть людьми добрыми и мудрыми, сами живущими духовной жизнью и, конечно, любящими детей. Воспитание в вере и при окончании воскресной школы должно остаться в сердце.

– Святитель Феофан пишет, «чтобы действовать на сердце – надо говорить от сердца». Сердечная живая вера способна зажечь других, в том числе и детей. Разве не о том нам говорит Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы видя ваши добрые дела, прославляли Отца Вашего, который на небесах». Этими качествами должны обладать педагоги воскресной школы, - подчеркнул священнослужитель.

В своем выступлении протоиерей Евгений Смирнов обратил внимание и на то, что очень важно родителям и педагогам предоставить подросткам пространство для свершения добрых дел, ведь именно в юношеские годы у людей просыпается желание спасти мир и помочь каждому, и важно не препятствовать этому: «Переходный возраст – это также переход из детства во взрослую жизнь. Силы в ребенке уже не детские, а житейского опыта пока еще нет. Отсюда велика опасность допущения роковых ошибок. Очень важна в это время поддержка всех добрых начинаний и стремлений подростка. История Церкви знает множество примеров святых, принявших мученичество или монашество именно в этом возрасте. Именно юность может любить по-настоящему и искренне, и Бога, и ближнего. И важно дать простор этой любви. В благородном жертвенном служении подросток способен на настоящий подвиг и может реально его совершить, даже если взрослые этому будут препятствовать. Сколько ребят подростков в годы войны сбегало на фронт. Мы знаем множество примеров юных героев. Что за этим стоит как не чистый юношеский порыв!»

Отец Евгений обратил внимание, что в переходном возрасте дети должны во всей полноте и со всей ответственностью участвовать в приходской жизни наравне со взрослыми. Это касается участия в богослужении и различных делах прихода (социальное служение, помощь в работе с младшими классами, помощь на приходе). Идеальный вариант, если участвует группа сверстников, или когда дети работают наравне со взрослыми и видят результат своего труда. Так воспитывается чувство ответственности, а воскресная школа выходит далеко за рамки чисто учебного процесса. Это уже некое его деятельное завершение. Логичным при этом является переход от воскресной школы к приходскому молодежному клубу.

Выступающий также отметил, что особенную роль в воскресной школе играет духовник, или просто приходской священник. Их может быть несколько. Но важно, чтобы их отношения к детям были искренними.

Со стороны же родителей важным видится преодоление подростковой лени. Как бы подростки не стремились к взрослой жизни, нельзя потакать их лени и страстям. Они пока еще в доме родителей. И родители своим поведением также задают серьезный тон их воспитанию. Поэтому крайне важна работа с родителями. Полезным бывает привлечение родителей к деятельности прихода. Тогда за ними могут потянуться и дети, поскольку общее доброе дело объединяет.

Далее преподаватель воскресной школы Христорождественского женского монастыря города Слободского Ирина Юрьевна Смирнова рассказала о своем опыте христианского воспитания детей в переходном возрасте в семье и в воскресной школе. И.Ю. Смирнова также познакомила коллег с интересной книгой, в которой запечатлены письма и дневники святых Царственных страстотерпцев, отражающие особые отношения членов царской семьи друг к другу: заботу и понимание родителей по отношению к царевнам и сыну и трепетное отношение детей к Александре Федоровне и Николаю Второму.

Преподаватель воскресной школы храма великомученика и целителя Пантелеимона города Кирова Алла Витальевна Карабанова поделилась опытом воспитания детей переходного возраста в условиях воскресной школы, а также опытом создания молодежного объединения, сформированного из выпускников воскресной школы.

После работа секции приняла форму «круглого стола», за которым участники секции продолжили обсуждать духовно-нравственные проблемы переходного возраста, вопросы свободы и ответственности, стоящие перед воспитанниками на пороге взрослой жизни.

Рассматривались вопросы специфики христианского воспитания детей переходного возраста в воскресной школе, взаимоотношений между подростками в стенах школы, а также общения с неверующими сверстниками, поведения в социальных сетях. Обсуждалась проблема духовного преемства поколений на уровне семьи, вопросы взаимодействие родителей и воскресной школы. Поднимались и непростые вопросы касательно воцерковления детей переходного возраста, не обучавшихся в воскресной школе в младших классах.

Говорилось о необходимости уделять внимание проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий для воспитанников воскресных школ, участию подростков в социальных проектах прихода и, конечно, участию детей переходного возраста в богослужении и иных церковных послушаниях.

Педагоги также поделились опытом воспитания и взаимодействия с разными категориями учащихся, трудными моментами и добрыми «плодами» в деле своего усердного, требующего большой самоотдачи труда.

В завершении участники секции сошлись во мнении, что от совместных деятельных усилий многое зависит, но главное, зависит судьба каждого вверенного в попечение воскресной школы ребенка, находящегося на пороге взрослой жизни. Забота о детях может проявляться по-разному, но основа этой заботы и ключ к юным сердцам – любовь.

Пресс-служба Вятской Епархии

 
По теме
Всехсвятский храм украсят новые иконы - Епархия 27 марта 2024 года во Всехсвятском храме города Кирово-Чепецка совершилось освящение Феодоровской иконы Божией Матери и иконы преподобного Варлаама Хутынского.
Епархия
Подведены итоги олимпиады - Епархия Свято-Тихоновским гуманитарным университетом подведены и опубликованы итоги Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры.
Епархия
В год лечение в Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят более 1500 детей - Департамент здравоохранения В подразделении Детского диагностического центра – Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят оздоровление и реабилитацию маленькие пациенты с заболеваниями различных органов и систем, в том числе органов дыхания,
Департамент здравоохранения
Ежегодно 27 марта отмечается Международный День нефролога. Этот профессиональный праздник был учрежден для привлечения внимания к проблемам, связанным с работой почек, просвещения общества о сопутствующих заболеваниях,
Научная медицинская библиотека
Участников проекта «Конев – Маршал Победы» посвятили в юные экскурсоводы - Kirov.Online Мероприятие прошло в торжественной обстановке в музее Маршала в присутствии ветеранов Ленинского района и старших экскурсоводов ДДТ «Вдохновение» Музей Маршала Конева, дважды Героя Советского Союза, нашего земляка,
Kirov.Online
Сплочённость - главное в команде - Вятский край   В центре «Патриот» провели областные соревнования по туармингу, посвящённые подвигу первой манёвренной воздушно-десантной бригады, которая в 1942 году была заброшена в немецкий тыл.
Вятский край