Традиционный предпремьерный показ новой картины «Гоголь. Начало» состоялся в кировском кинотеатре «Колизей» 25 августа. Мрачный усатый прототип писателя лично принял участие в розыгрышах призов для первых зрителей, поэтому конкурс на лучшее фотодоказательство того, что «Гоголь жив» участникам оказалось нетрудно представить даже за вычетом обычных селфи.
Режиссер Егор Баранов представил зрителю первые две серии задуманной киноленты по мотивам жизни Николая Васильевича Гоголя, которого достаточно убедительно сыграл начинающий актер Александр Петров.
Фильм не преследует задачи следовать биографическим вехам писателя. Собственно, и освещает только начало его творческого пути — ещё неуверенного в своем авторском таланте писаря Третьего отделения полиции, отличающегося обмороками и пророческими видениями на местах убийств. Показано, как он сжигает тираж своей первой книги «Ганц Кюхельгартен»: такой эпизод действительно был. К слову, и второй том «Мертвых душ» также был отправлен в огонь руками создателя. Тем не менее, зрителю стоит воспринимать экранного Гоголя, скорее, полным тёзкой реального. Никому же не придёт в голову искать достоверность в несколько похожем фильме «Президент Линкольн: Охотник на вампиров».
Зрителю не надо задумываться, что Третье отделение (жандармерия) занималось политическим сыском, а не уголовными делами, работа там начинающего писателя с сентября 1829 по апрель 18390 года не доказана, да и сам он в это время жил безвылазно в Петербурге. Можно покритиковать фильм по поводу достоверности костюмов и взаимоотношений господ с сельской «чернью». Однако все огрехи фактического материала совершенно не замечаешь, будучи вовлечен с первых кадров в мистический триллер с детективной лихо закрученной, но логичной сюжетной линией.
Трудно не отметить отличную операторскую работу, спецэффекты не хуже уровня «Ночного дозора» и подбор типажей актеров. Команде создателей фильма удалось главное: создать ощущение сопричастности зрителя к происходящему на экране. Скучать не приходится, даже когда удается предугадать следующий кадр.
В первой серии особую роль играет «старший напарник» Гоголя — известный следователь из Санкт-Петербурга Яков Гуро. Правда, глядя на играющего его актера Олега Меньшикова, трудно отвлечься от ассоциации с персонажем другого исторического детектива в его исполнении — Эрастом Фандориным: тот же характер, проницательность, смелость. Пока Гоголь на протяжении фильма с тем или иным успехом балансирует на грани реальности с потусторонним миром, где порой перепутаны пространство, время, живые и мертвые, Гуро находит в бреде товарища помощь своему расследованию реальных преступлений. Изначально это — загадочная гибель молодых девушек близ села Диканька, но по приезду открываются всё новые преступления и обстоятельства, появляются новые персонажи и даже некоторая любовная линия.
Увы, персонаж Меньшикова погибает уже в первой части в схватке с нечистой силой, а занявшему его место Николаю Васильевичу приходится уже самостоятельно распутывать жуткие и странные убийства местных жителей, подбираясь к тайне главного злодея — «Чёрного всадника» — предположительно, еще несколько серий вперед. И главный успех фильма, что хочется увидеть продолжение поскорей.