Новости города БезФормата.Ru
Киров
Главные новости
 
Задать вопрос?

За что канонизирован император Николай II и его семья?

17 июля — день памяти Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии.

В 2000 году последний российский император Николай II и его семья были канонизированы Русской Церковью в лике святых страстотерпцев. Их канонизация на Западе — в Русской Православной Церкви Заграницей — произошла еще раньше, в 1981 году. И хотя святые князья в православной традиции не редкость, эта канонизация до сих пор у некоторых вызывает сомнения. Почему в лике святых прославлен последний российский монарх? Говорит ли его жизнь и жизнь его семьи в пользу канонизации, и какие существовали доводы против нее? Почитание Николая II как царя-искупителя — крайность или закономерность?

Об этом говорим с секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых, ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым.

Смерть как аргумент

— Отец Владимир, откуда такой термин — царственные страстотерпцы? Почему не просто мученики?

— Когда в 2000 году Синодальная комиссия по канонизации святых обсуждала вопрос о прославлении царской семьи, она пришла к выводу: хотя семья государя Николая II была глубоко верующей, церковной и благочестивой, все ее члены ежедневно совершали свое молитвенное правило, регулярно причащались Святых Христовых Тайн и жили высоконравственной жизнью, во всем соблюдая евангельские заповеди, постоянно совершали дела милосердия, во время войны усердно трудились в госпитале, ухаживая за ранеными солдатами, к лику святых они могут быть причислены прежде всего за свое по-христиански воспринятое страдание и насильственную смерть, причиненную гонителями православной веры с неимоверной жестокостью. Но все же нужно было ясно понять и четко сформулировать, за что именно была убита царская семья. Может быть, это было просто политическое убийство? Тогда их мучениками назвать нельзя. Однако и в народе, и в комиссии было сознание и ощущение святости их подвига. Поскольку в качестве первых святых на Руси были прославлены благоверные князья Борис и Глеб, названные страстотерпцами, и их убийство также не было прямо связано с их верой, то явилась мысль обсуждать прославление семьи государя Николая II в этом же лике.

— Когда мы говорим «царственные страстотерпцы», имеется в виду только семья царя? Пострадавшие от рук революционеров родственники Романовых, Алапаевские мученики, к этому лику святых не относятся?

— Нет, не относятся. Само слово «царственные» по своему смыслу может быть отнесено только к семье царя в узком смысле. Родственники ведь не царствовали, даже титуловались они иначе, чем члены семьи государя. Кроме того, великая княгиня Елизавета Федоровна Романова — сестра императрицы Александры — и ее келейница Варвара могут быть названы именно мучениками за веру. Елизавета Федоровна была супругой генерал-губернатора Москвы, великого князя Сергея Александровича Романова, но после его убийства не была причастна к государственной власти. Она посвятила свою жизнь делу православного милосердия и молитве, основала и построила Марфо-Мариинскую обитель, возглавила общину ее сестер. Разделила с нею ее страдание и смерть келейница Варвара, сестра обители. Связь их страдания с верой совершенно очевидна, и они обе были причислены к лику новомучеников — за рубежом в 1981 году, а в России в 1992 году. Впрочем, это теперь подобные нюансы стали важны для нас. В древности не делали различия между мучениками и страстотерпцами.

— Но почему именно семья последнего государя была прославлена, хотя насильственной смертью окончили свою жизнь многие представители дома Романовых?

— Канонизация вообще совершается в наиболее очевидных и назидательных случаях. Не все убитые представители царского рода являют нам образ святости, и большая часть этих убийств совершена была с политической целью или в борьбе за власть. Их жертвы не могут считаться пострадавшими за веру. Что касается семьи государя Николая II, то она была так невероятно оболгана и современниками, и советской властью, что необходимо было восстановить истину. Их убийство было эпохальным, оно поражает своей сатанинской ненавистью и жестокостью, оставляет чувство мистического события — расправы зла с богоустановленным порядком жизни православного народа.

— А каковы были критерии канонизации? Какие были доводы «за» и «против»?

— Комиссия по канонизации очень долго работала над этим вопросом, очень педантично проверяла все доводы «за» и «против». В то время было много противников канонизации царя. Кто-то говорил, что этого нельзя делать потому, что государь Николай II был «кровавым», ему в вину вменяли события 9 января 1905 года — расстрел мирной демонстрации рабочих. В комиссии была проведена специальная работа по выяснению обстоятельств Кровавого воскресенья. И в результате исследования архивных материалов оказалось, что государя в это время вообще не было в Петербурге, он никак не был причастен к этому расстрелу и не мог отдать такого приказа — он даже не был в курсе происходящего. Таким образом, этот довод отпал. Подобным образом рассматривались и все остальные аргументы «против», пока не стало очевидно, что весомых контрдоводов нет. Царскую семью канонизировали не просто за то, что они были убиты, но потому, что они приняли муку со смирением, по-христиански, без противления. Они могли бы воспользоваться теми предложениями о бегстве за границу, которые были сделаны им заблаговременно. Но сознательно не захотели этого.

— Почему нельзя назвать их убийство чисто политическим?

— Царская семья олицетворяла идею православного царства, и большевики не просто хотели уничтожить возможных претендентов на царский престол, им был ненавистен этот символ — православный царь. Убивая царскую семью, они уничтожали саму идею, знамя православного государства, которое было главным защитником всего мирового православия. Это становится понятным в контексте византийской интерпретации царской власти как служения «внешнего епископа церкви». А в синодальный период, в изданных в 1832 году «Основных законах Империи» (статьи 43 и 44) говорилось: «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. И в сем смысле император в акте о престолонаследии (от 5 апреля 1797 года) именуется Главой Церкви».

Государь и его семья были готовы пострадать за православную Россию, за веру, они так и понимали свое страдание. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский писал еще в 1905 году: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».

Отречение: слабость или надежда?

— Как понимать тогда отречение государя от престола?

— Хотя государь и подписал отречение от престола как от обязанностей по управлению государством, но это не означает еще его отречения от царского достоинства. Пока не был поставлен на царство его преемник, в сознании всего народа он по-прежнему оставался царем, и его семья оставалась царской семьей. Они сами так себя осознавали, так же их воспринимали и большевики. Если бы государь в результате отречения потерял бы царское достоинство и стал бы обычным человеком, то зачем и кому нужно было бы его преследовать и убивать? Когда кончается, например, президентский срок, кто будет преследовать бывшего президента? Царь не добивался престола, не проводил предвыборных кампаний, а был предназначен к этому от рождения. Вся страна молилась о своем царе, и над ним был совершен богослужебный чин помазания святым миром на царство. От этого помазания, которое являло благословение Божие на труднейшее служение православному народу и православию вообще, благочестивый государь Николай II не мог отказаться, не имея преемника, и это прекрасно понимали все.

Государь, передавая власть своему брату, отошел от исполнения своих управленческих обязанностей не из страха, а по требованию своих подчиненных (практически все командующие фронтами генералы и адмиралы) и потому что был человеком смиренным, и сама идея борьбы за власть была ему абсолютно чужда. Он надеялся, что передача престола в пользу брата Михаила (при условии его помазания на царство) успокоит волнение и тем самым пойдет на пользу России. Этот пример отказа от борьбы за власть во имя благополучия своей страны, своего народа является очень назидательным для современного мира.

— Он как-то упоминал об этих своих взглядах в дневниках, письмах?

— Да, но это видно и из самих его поступков. Он мог бы стремиться эмигрировать, уехать в безопасное место, организовать надежную охрану, обезопасить семью. Но он не предпринимал никаких мер, хотел поступать не по своей воле, не по своему разумению, боялся настаивать на своем. В 1906 году, во время Кронштадтского мятежа государь после доклада министра иностранных дел сказал следующее: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей». Уже незадолго до своего страдания государь говорил: «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». В конце апреля 1918 года, уже в Екатеринбурге, Государь записал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!»

— Многие усматривают в отречении обыкновенную слабость…

— Да, некоторые видят в этом проявление слабости: человек властный, сильный в обычном понимании слова не отрекся бы от престола. Но для императора Николая II сила была в другом: в вере, в смирении, в поиске благодатного пути по воле Божьей. Поэтому он не боролся за власть — да и вряд ли ее можно было удержать. Зато святое смирение, с которым он отрекся от престола и потом принял мученическую кончину, способствует и сейчас обращению всего народа с покаянием к Богу. Все-таки в значительном большинстве наш народ — после семидесяти лет безбожия — считает себя православным. К сожалению, большинство — не воцерковленные люди, но все-таки и не воинствующие безбожники. Великая княжна Ольга писала из заточения в Ипатьевском доме в Екатеринбурге: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». И, может быть, образ смиренного царя-мученика в большей степени подвигнул наш народ к покаянию и к вере, чем мог бы это сделать сильный и властный политик.

Революция: неизбежность катастрофы?

— То, как жили, как верили последние Романовы, повлияло на их канонизацию?

— Безусловно. О царской семье написано очень много книг, сохранилось множество материалов, которые указывают на очень высокое духовное устроение самого государя и его семьи, — дневники, письма, воспоминания. Их вера засвидетельствована всеми, кто их знал, и многими их поступками. Известно, что государь Николай II построил множество храмов и монастырей, он, государыня и их дети были глубоко верующими людьми, регулярно причащались Святых Христовых Таин. В заключении они постоянно молились и по-христиански готовились к своей мученической участи, а за три дня до смерти охрана разрешила священнику совершить литургию в Ипатьевском доме, за которой все члены царской семьи причастились. Там же великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». А Государь записал: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля». Также хорошо известно, какое место в их жизни занимали дела милосердия, которые совершались в евангельском духе: сами царские дочери вместе с императрицей ухаживали за ранеными в госпитале во время Первой мировой войны.

— Очень разное отношение к императору Николаю II сегодня: от обвинений в безволии и политической несостоятельности до почитания как царя-искупителя. Можно ли найти золотую середину?

— Я думаю, что самым опасным признаком тяжелого состояния многих наших современников является отсутствие всякого отношения к мученикам, к царской семье, вообще ко всему. К сожалению, многие сейчас пребывают в какой-то духовной спячке и не способны в свое сердце вместить какие-либо серьезные вопросы, искать на них ответы. Крайности, которые Вы назвали, мне кажется, встречаются не во всей массе нашего народа, а только в той, которая еще о чем-то думает, еще чего-то ищет, к чему-то внутренне стремится.

— Что можно ответить на такое заявление: жертва царя была совершенно необходима, и благодаря ей была искуплена Россия?

— Подобные крайности звучат из уст людей, богословски неосведомленных. Поэтому они начинают переформулировать некоторые пункты учения о спасении применительно к царю. Это, конечно, совершенно неправильно, в этом нет логики, последовательности и необходимости.

— Но говорят, что подвиг новомучеников много значил для России…

—Только подвиг новомучеников один и смог противостоять тому разгулу зла, которому подверглась Россия. Во главе этого мученического воинства стояли великие люди: патриарх Тихон, величайшие святители, такие, как митрополит Петр, митрополит Кирилл и, конечно, государь Николай II и его семья. Это такие великие образы! И чем больше будет проходить времени, тем будет понятнее их величие и их значение.

Я думаю, что сейчас, в наше время, мы можем более адекватно оценить то, что произошло в начале ХХ столетия. Знаете, когда бываешь в горах, открывается совершенно удивительная панорама — множество гор, хребтов, вершин. А когда удаляешься от этих гор, то все хребты поменьше уходят за горизонт, но над этим горизонтом остается одна огромная снежная шапка. И понимаешь: вот доминанта!

Так и здесь: проходит время, и мы убеждаемся в том, что эти наши новые святые были действительно исполины, богатыри духа. Я думаю, что и значение подвига царской семьи со временем будет открываться все больше, и будет понятно, какую великую веру и любовь они явили своим страданием.

Кроме того, спустя столетие видно, что никакой самый мощный вождь, никакой Петр I не смог бы своей человеческой волей сдержать то, что происходило тогда в России.

— Почему?

— Потому что причиной революции было состояние всего народа, состояние Церкви — я имею в виду человеческую ее сторону. Мы зачастую склонны идеализировать то время, но на самом деле все было далеко не безоблачно. Народ наш причащался раз в год, и это было массовое явление. На всю Россию было несколько десятков епископов, патриаршество было отменено, самостоятельности Церковь не имела. Система церковноприходских школ по всей России — огромная заслуга обер-прокурора Святейшего Синода К. Ф. Победоносцева — была создана только к концу XIX века. Это, безусловно, великое дело, народ стал учиться грамоте именно при Церкви, но произошло это слишком поздно.

Многое можно перечислять. Ясно одно: вера стала во многом обрядовой. О тяжелом состоянии души народной, если можно так сказать, свидетельствовали многие святые того времени — прежде всего, святитель Игнатий (Брянчанинов), святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они предвидели, что это приведет к катастрофе.

— Сам царь Николай II и его семья эту катастрофу предчувствовали?

— Конечно, и мы находим об этом свидетельства в их дневниковых записях. Как мог не чувствовать государь Николай II, что происходит в стране, когда прямо у Кремля бомбой, брошенной террористом Каляевым, был убит его дядя, Сергей Александрович Романов? А революция 1905 года, когда бунтом были охвачены даже все семинарии и духовные академии, так что пришлось их временно закрыть? Это ведь говорит о состоянии Церкви и страны. На протяжении нескольких десятков лет перед революцией в обществе происходила систематическая травля: травили в печати веру, царскую семью, совершались покушения террористов на жизнь правителей…

— Вы хотите сказать, что невозможно обвинять исключительно Николая II в свалившихся на страну бедах?

— Да, именно так — ему суждено было родиться и царствовать в это время, он уже не мог просто напряжением воли изменить ситуацию, потому что она шла из глубины народной жизни. И в этих условиях он избрал путь, который был ему наиболее свойственен, — путь страдания. Царь глубоко страдал, душевно страдал еще задолго до революции. Он старался добром и любовью отстоять Россию, делал это последовательно, и эта позиция подвела его к мученичеству.

Какие же это святые?..

— Отец Владимир, в советское время, очевидно, канонизация была невозможна по политическим причинам. Но и в наше время для этого потребовалось восемь лет… Почему так долго?

— Вы знаете, после перестройки прошло больше двадцати лет, а пережитки советской эпохи еще очень сильно сказываются. Говорят, что Моисей потому сорок лет со своим народом бродил по пустыне, что нужно было умереть тому поколению, которое жило в Египте и было воспитано в рабстве. Чтоб народ стал свободным, нужно было тому поколению уйти. И тому поколению, которое жило при советской власти, не очень-то легко изменить свой менталитет.

— Из-за определенного страха?

— Не только из-за страха, скорее, из-за штампов, которые насаждались с самого детства, которые владели людьми. Я знал многих представителей старшего поколения — среди них священники и даже один епископ, — которые еще застали государя Николая II при жизни. И я был свидетелем того, что они не понимали: зачем его канонизировать? какой же он святой? Им трудно было примирить образ, который они с детства восприняли, с критериями святости. Этот кошмар, который мы сейчас себе и не можем представить по-настоящему, когда немцами были оккупированы огромные части Российской империи, хотя Первая мировая война обещала закончиться победоносно для России; когда начались страшные гонения, анархия, Гражданская война; когда наступил голод в Поволжье, развернулись репрессии и т. д. — видимо, как-то оказался увязан в молодом восприятии людей того времени со слабостью власти, с тем, что не было настоящего вождя у народа, который мог бы противостать всему этому разгулу зла. И некоторые люди до конца жизни оставались под влиянием этого представления…

И потом, конечно, очень трудно сопоставить в своем сознании, например, святителя Николая Мирликийского, великих подвижников и мучеников первых веков со святыми нашего времени. Я знаю одну старушку, у которой дядю-священника канонизировали как новомученика — он был расстрелян за веру. Когда ей об этом сказали, она удивилась: «Как?! Нет, он, конечно, был очень хороший человек, но какой же он святой?» То есть людей, с которыми мы живем, принять как святых нам не так-то легко, потому что для нас святые — «небожители», люди из другого измерения. А те, кто с нами вместе ест, пьет, разговаривает и переживает — какие они святые? Трудно образ святости приложить к близкому тебе в быту человеку, и это тоже имеет очень большое значение.

— В 1991 году останки царской семьи были найдены и захоронены в Петропавловской крепости. Но Церковь сомневается в их подлинности. Почему?

— Да, была очень долгая полемика о подлинности этих останков, было проведено множество экспертиз за границей. Одни из них подтверждали подлинность этих останков, а другие подтверждали не очень очевидную достоверность самих экспертиз, то есть была зафиксирована недостаточно четкая научная организация процесса. Поэтому наша Церковь уклонилась от решения этого вопроса и оставила его открытым: она не рискует согласиться с тем, что недостаточно проверено. Есть опасения, что, заняв ту или иную позицию, Церковь станет уязвима, потому что нет достаточного основания для однозначного решения.

Конец венчает дело

— Отец Владимир, я вижу, у Вас на столе среди прочих лежит книга о Николае II. Каково Ваше личное отношение к нему?

— Я вырос в православной семье и с самого раннего детства знал об этой трагедии. Конечно, всегда относился к царской семье с почитанием. Неоднократно бывал в Екатеринбурге…

Думаю, если отнестись со вниманием, серьезно, то нельзя не почувствовать, не увидеть величие этого подвига и не быть очарованным этими чудными образами — государя, государыни и их детей. Их жизнь была полна трудностей, скорбей, но была прекрасна! В какой строгости воспитывались дети, как они все умели трудиться! Как не любоваться поразительной духовной чистотой великих княжон! Современным молодым людям нужно увидеть жизнь этих царевен, столь они были просты, величественны и прекрасны. За одно только целомудрие можно было их уже канонизировать, за их кротость, скромность, готовность служить, за их любвеобильные сердца и милосердие. Они ведь были очень скромными людьми, непритязательными, никогда не стремились к славе, жили так, как их Бог поставил, в тех условиях, в которые они были поставлены. И во всем отличались удивительной скромностью, послушанием. Никто никогда не слышал, чтобы они проявляли какие-либо страстные черты характера. Наоборот, в них было взращено христианское устроение сердца — мирное, целомудренное. Достаточно даже просто посмотреть фотографии царской семьи, они сами по себе уже являют удивительный внутренний облик — и государя, и государыни, и великих княжон, и царевича Алексея. Дело не только в воспитании, но и в самой их жизни, которая соответствовала их вере, молитве. Они были настоящими православными людьми: как верили, так и жили, как думали, так и поступали. Но есть поговорка: «Конец венчает дело». «В чем застану, в том и сужу» — говорит Священное Писание от лица Бога.

Поэтому царская семья канонизирована не за свою жизнь, очень высокую и прекрасную, но прежде всего — за свою еще более прекрасную смерть. За предсмертные страдания, за то, с какой верой, кротостью и послушанием воле Божией они пошли на эти страдания, — в этом их неповторимое величие.

По материалам сайта:  foma.ru

На фото:

1. Семья Николая II: Александра Федоровна и дети — Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей. 1913 г.

2. Николай Александрович и Александра Федоровна в Крыму. 1910-е гг.

3. Царский поезд, в котором Николай II подписал отречение от престола

4. Комната великих княжон в Ипатьевском доме

5. Подвал дома Ипатьева, Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. здесь был расстрелян вместе с семьей и домочадцами император Николай II

6. Крест на месте строительства храма Державной иконы Божией Матери, монастырь Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. 

7. Икона святых Царственных страстотерпцев

В Яранске отпраздновали юбилей канонизации преподобного Матфея - Кировская правдаВо время торжеств епископ Паисий преподнес митрополиту Марку дар В Яранске состоялись торжества в честь 20-летия канонизации пр.
24.11.2017 Кировская правда
23 ноября – День памяти святого Матфея Яранского - Епархия23 ноября 1997 года в Успенском соборе города Яранска состоялось прославление иеромонаха Матфея (Швецова) в лике местночтимых святых Вятской земли.
23.11.2017 Епархия
Благословение призывников на достойное служение Отечеству - Епархия22 ноября клирик храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии протоиерей Андрей Рассанов благословил на служение в армии большую группу призывников на областном сборном пункте.
23.11.2017 Епархия
Участники Олимпиады по Основам православной культуры посетили храмы города Слободского - Епархия21 ноября в Слободском районе состоялся муниципальный тур Олимпиады школьников по Основам православной культуры, который прошел на базе средней школы деревни Денисовы.
23.11.2017 Епархия
Опубликована краткая программа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений - ЕпархияПо решению Священного Синода Русской Православной Церкви XXVI Международные Рождественские образовательные чтения состоятся в период с 24 по 26 января 2018 года.
23.11.2017 Епархия
Выставка «Прихожане» - ЕпархияОбъединенный пресс-центр православной газеты «Чистый понедельник» и детской газеты «Шанс» при храме «Скоропослушница» – победители Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017»,
22.11.2017 Епархия
Митрополит Марк возглавил Всенощное бдение в Христорождественском монастыре города Слободского - ЕпархияСегодня вечером, 21 ноября 2017 года, накануне празднования образа Божией Матери «Скоропослушница» митрополит Вятский и Слободской Марк совершил Всенощное бдение в возрожденном храме Рождества Христова Слободского Христо
21.11.2017 Епархия
Роды в ТЦ, кроха задохнулась в стиральной машине и новые сексуальные привычки у молодежи - GorodKirov.RuАвтор: Юлия Варсегова 5 топовых новостей за день Редакция интернет портала «Город Киров.RU» подготовила очередную подборку наиболее важных новостей в стране к этому часу.
21.11.2017 GorodKirov.Ru
Самобытность и гражданственность: как татары сохраняют родную культуру - GorodKirov.RuАвтор: Рамин Агаев Мы пообщались с представителями национальности Недавно в Вятских Полянах прошло выездное заседание Всемирной общественной организации татарских женщин "Ак калфак" при Всемирном конгрессе Татар.
21.11.2017 GorodKirov.Ru
22 ноября совершается празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».
21.11.2017 Епархия
Для кировских школьников проводится конкурс, посвященный Александру Невскому - ЕпархияДепартамент образования администрации города Кирова и Детско-юношеский центр гражданского,
21.11.2017 Епархия
Пребывание Великорецкого образа святителя Николая в храмах Уржумской епархии - ЕпархияВ Кировской области и за её пределами верующими особо почитается Великорецкий образ святителя Николая Чудотворца, с которым совершается многотысячный Всероссийский Великорецкий крестный ход.
21.11.2017 Епархия
Автор: Дмитрий Вахрушев Патриарх Кирилл так считает и даже назвал его признаки   Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что признаки приближающегося конца света «видно невооруженным глазом».
20.11.2017 GorodKirov.Ru
Душа не насытится земным - ЕпархияО жизни сельского прихода и духовном пути в преддверии Филиппова поста мы побеседовали с настоятелем Спасской церкви села Спас-Талица Орловского благочиния иереем Сергием Молокановым.
20.11.2017 Епархия
21 ноября Церковь празднует Собор Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных.
20.11.2017 Епархия
В День памяти преподобного Варлаама Хутынского митрополит Вятский и Слободской Марк совершил Литургию в Ильинском храме г. Кирова - ЕпархияВ воскресенье, 19 ноября 2017 года, день памяти преподобного Варлаама Хутынского, митрополит Вятский и Слободской Марк совершил Божественную литургию в храме Илии Пророка города Кирова.
19.11.2017 Епархия
Митрополит Марк возглавил Всенощное бдение в храме святого блаженного Прокопия Вятского - Епархия18 ноября, в седмицу 24-ю по Пятидесятнице, митрополит Вятский и Слободской Марк возглавил Всенощное бдение в храме святого блаженного Прокопия Вятского, Христа ради юродивого, Чудотворца, слободы Сошени города Кирова.
18.11.2017 Епархия
В Спасском соборе появился детский клуб «Лесенка» - Кировская правдаПока родители будут находиться на богослужениях, дети познакомятся с православием в игровой форме В Спасском соборе в Кирове заработал детский клуб «Лесенка», куда родители могут привести своих малышей,
17.11.2017 Кировская правда
Бесполезно требовать от людей содержать приход - ЕпархияДолжны ли прихожане содержать свой храм, а Церковь – встречать людей как дорогих гостей, и есть ли смысл говорить о долге,
17.11.2017 Епархия
В Кирове произошло ДТП с тремя легковушками - Новый ВариантЦелью преступников было получение страховых выплат   Новости в Кировской области 24 ноября – Новый вариант.
24.11.2017 Новый Вариант
Камера зафиксировала, как на глазах врачей умирал пациент - Newsler.RuПосле смерти мужчины расследованием дела занялся Следственный комитет. Трагическая история произошла в Смоленске в июне 2017 года, но известно о ней стало лишь на днях, после того,
24.11.2017 Newsler.Ru
Полицейские раскрыли кражу ювелирных украшений из салона в Кирове - Город Ч.На днях сотрудники Управления уголовного розыска УМВД России по Кировской области и УМВД России по городу Кирову при силовой поддержке бойцов СОБРа Росгвардии задержали 40-летнего кировчанина.
24.11.2017 Город Ч.
Под Кировом нашли третью свалку с трупами коров - Newsler.Ru
Под Кировом нашли третью свалку с трупами коров
Около деревни Нижние Булдаки нашли свалку с останками животных: активисты обнаружили и записали на видео кости, остатки шкур и бирки с кличками.
Newsler.Ru
Стройки, деньги, два суда - Newsler.Ru
Стройки, деньги, два суда
Первомайский суд приговорил предпринимателя Сергея Чарушина к 4 годам за мошенничество.
Newsler.Ru
В Кирове оцеплено здание горадминистрации - Newsler.Ru
В Кирове оцеплено здание горадминистрации
Сотрудников администрации города Кирова эвакуировали, на месте работают спецслужбы.
Newsler.Ru
В Яранске отпраздновали юбилей канонизации преподобного Матфея - Кировская правдаВо время торжеств епископ Паисий преподнес митрополиту Марку дар В Яранске состоялись торжества в честь 20-летия канонизации пр.
24.11.2017 Кировская правда
Участники Олимпиады по Основам православной культуры посетили храмы города Слободского - Епархия21 ноября в Слободском районе состоялся муниципальный тур Олимпиады школьников по Основам православной культуры, который прошел на базе средней школы деревни Денисовы.
23.11.2017 Епархия
Благословение призывников на достойное служение Отечеству - Епархия22 ноября клирик храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии протоиерей Андрей Рассанов благословил на служение в армии большую группу призывников на областном сборном пункте.
23.11.2017 Епархия
В Спасском соборе появился детский клуб «Лесенка» - Кировская правда
В Спасском соборе появился детский клуб «Лесенка»
Пока родители будут находиться на богослужениях, дети познакомятся с православием в игровой форме В Спасском соборе в Кирове заработал детский клуб «Лесенка», куда родители могут привести своих малышей,
Кировская правда
В Слободском восстановили историческую ограду возле Никольского храма - Кировская правда
В Слободском восстановили историческую ограду возле Никольского храма
Она появилась благодаря мастерам и руководству машиностроительного завода и фанерного комбината.
Кировская правда
Как город Вятка стал Слободским, а Котельнич оказался на Чепце? - Кировская правда
Как город Вятка стал Слободским, а Котельнич оказался на Чепце?
Точка зрения вятского краеведа-историка. …Над его рабочим столом помимо памятных фотографий висит… полотно штыковой лопаты.
Кировская правда
Театральную площадь украсят в театральном стиле - Newsler.RuПодготовка главной площади Кирова к Новому году завершится до 20 декабря.
23.11.2017 Newsler.Ru
Куда податься: Black Friday и сет от DJ Moresst - GorodKirov.RuАвтор: Михаил Пентин Афиша мероприятий с 24 по 26 ноября Пятница, 24 ноября Black Friday в РЦ NEON Пятница на этой неделе ознаменована, как «Черная».
24.11.2017 GorodKirov.Ru
7 фильмов о женщинах, которые стоит посмотреть - GorodKirov.RuАвтор: Анастасия Пичугина Подборка кинофильмов со смыслом Приближаются выходные, а вы ещё не решили, чем заняться?
24.11.2017 GorodKirov.Ru
В Киров может приехать Зураб Церетели - Newsler.Ru
В Киров может приехать Зураб Церетели
Известный живописец и скульптор Зураб Церетели может приехать в Киров на открытие выставки в Вятском художественном музее.
Newsler.Ru
В Кирове театры проведут благотворительный фестиваль «ВЫ.МЫ.СЛЫ» - Кировская правда
В Кирове театры проведут благотворительный фестиваль «ВЫ.МЫ.СЛЫ»
В течение пяти дней они представят современную драматургию и соберут деньги на подарки детям-инвалидам.
Кировская правда
В Кирове железнодорожники устроят театральный батл - Кировская правда
В Кирове железнодорожники устроят театральный батл
Вечером на сцене ДК покажут сказки, мюзиклы и этюды В четверг, 23 ноября, с 16 часов в ДК «Железнодорожников» начнется театральный батл.
Кировская правда
Фигуристы из Чепецка завоевали золото «Кубка Прикамья» - chepetsk-news.ruВ Перми завершился первый этап «Кубка Прикамья» по фигурному катанию. Чепецкую спортшколу «Олимпия» на нем представляли две танцевальные пары: Ульяна Злобина и Никита Головко, Валерия Беликова и Иван Капустин.
24.11.2017 chepetsk-news.ru
IVV Huramshin_1117 - Минспорт Кировской областиМухарам Хурамшин стал обладателем чёрного пояса на чемпионате мира в Японии, где выступил судьёй международного класса.
23.11.2017 Минспорт Кировской области
Маури припомнили «Родину» - Newsler.RuВ редакцию газеты «Репортеръ» обратились родители спортсменов, занимающихся в КОГАУ «Спортивная школа «Юность».
23.11.2017 Newsler.Ru
FITTS дарит подарки - Newsler.Ru
FITTS дарит подарки
Отличной традицией фитнес-клуба FITTS в ТЦ Европейский стало радовать своих клиентов самыми разнообразными сюрпризами – от розыгрыша новых моделей iPhone и велосипедов до, например, повышения уровня членства до VIP.
Newsler.Ru
«Пожелание одно – удвоить этот комплект медалей» - Кировская правда
«Пожелание одно – удвоить этот комплект медалей»
Губернатор Игорь Васильев встретился с молодыми представителями вятской школы акробатики, взявшими два «золота» и одно «серебро» на соревнованиях в Польше Артёму Симонову – 17,
Кировская правда
Васильев вручил кировскому спортсмену черный пояс по каратэ - Newsler.Ru
Васильев вручил кировскому спортсмену черный пояс по каратэ
Черный пояс по каратэ киокушинкай Мухарам Хурамшин завоевал на чемпионате мира в Японии.
Newsler.Ru
Под Кировом нашли третью свалку с трупами коров - Newsler.RuОколо деревни Нижние Булдаки нашли свалку с останками животных: активисты обнаружили и записали на видео кости, остатки шкур и бирки с кличками.
24.11.2017 Newsler.Ru
Кировская область в 2018 году планирует продолжить участие в федеральной программе «Жилище».
24.11.2017 Правительство области
Полицейские раскрыли кражу ювелирных украшений из салона в Кирове - Город Ч.На днях сотрудники Управления уголовного розыска УМВД России по Кировской области и УМВД России по городу Кирову при силовой поддержке бойцов СОБРа Росгвардии задержали 40-летнего кировчанина.
24.11.2017 Город Ч.
В пятницу и выходные дни сотрудники Госавтоинспекции Кировской области будут нести службу в усиленном режиме - ГИБДДСотрудники кировской Госавтоинспекции информируют участников дорожного движения о проведении 25 ноября т.г.
24.11.2017 ГИБДД
В Кирове мужчину, который не заплатил за такси, заставили умыться зеленкой - ProGorod.Ruфото скриншот с видео Автор подписал видео с издевательством "Лечение неплательщиков" В Кирове таксисты заставили умыться зеленкой мужчину, который не заплатил за проезд.
24.11.2017 ProGorod.Ru