Новости города БезФормата.Ru
Киров
Главные новости
 
Задать вопрос?

За что канонизирован император Николай II и его семья?

17 июля — день памяти Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии.

В 2000 году последний российский император Николай II и его семья были канонизированы Русской Церковью в лике святых страстотерпцев. Их канонизация на Западе — в Русской Православной Церкви Заграницей — произошла еще раньше, в 1981 году. И хотя святые князья в православной традиции не редкость, эта канонизация до сих пор у некоторых вызывает сомнения. Почему в лике святых прославлен последний российский монарх? Говорит ли его жизнь и жизнь его семьи в пользу канонизации, и какие существовали доводы против нее? Почитание Николая II как царя-искупителя — крайность или закономерность?

Об этом говорим с секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых, ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым.

Смерть как аргумент

— Отец Владимир, откуда такой термин — царственные страстотерпцы? Почему не просто мученики?

— Когда в 2000 году Синодальная комиссия по канонизации святых обсуждала вопрос о прославлении царской семьи, она пришла к выводу: хотя семья государя Николая II была глубоко верующей, церковной и благочестивой, все ее члены ежедневно совершали свое молитвенное правило, регулярно причащались Святых Христовых Тайн и жили высоконравственной жизнью, во всем соблюдая евангельские заповеди, постоянно совершали дела милосердия, во время войны усердно трудились в госпитале, ухаживая за ранеными солдатами, к лику святых они могут быть причислены прежде всего за свое по-христиански воспринятое страдание и насильственную смерть, причиненную гонителями православной веры с неимоверной жестокостью. Но все же нужно было ясно понять и четко сформулировать, за что именно была убита царская семья. Может быть, это было просто политическое убийство? Тогда их мучениками назвать нельзя. Однако и в народе, и в комиссии было сознание и ощущение святости их подвига. Поскольку в качестве первых святых на Руси были прославлены благоверные князья Борис и Глеб, названные страстотерпцами, и их убийство также не было прямо связано с их верой, то явилась мысль обсуждать прославление семьи государя Николая II в этом же лике.

— Когда мы говорим «царственные страстотерпцы», имеется в виду только семья царя? Пострадавшие от рук революционеров родственники Романовых, Алапаевские мученики, к этому лику святых не относятся?

— Нет, не относятся. Само слово «царственные» по своему смыслу может быть отнесено только к семье царя в узком смысле. Родственники ведь не царствовали, даже титуловались они иначе, чем члены семьи государя. Кроме того, великая княгиня Елизавета Федоровна Романова — сестра императрицы Александры — и ее келейница Варвара могут быть названы именно мучениками за веру. Елизавета Федоровна была супругой генерал-губернатора Москвы, великого князя Сергея Александровича Романова, но после его убийства не была причастна к государственной власти. Она посвятила свою жизнь делу православного милосердия и молитве, основала и построила Марфо-Мариинскую обитель, возглавила общину ее сестер. Разделила с нею ее страдание и смерть келейница Варвара, сестра обители. Связь их страдания с верой совершенно очевидна, и они обе были причислены к лику новомучеников — за рубежом в 1981 году, а в России в 1992 году. Впрочем, это теперь подобные нюансы стали важны для нас. В древности не делали различия между мучениками и страстотерпцами.

— Но почему именно семья последнего государя была прославлена, хотя насильственной смертью окончили свою жизнь многие представители дома Романовых?

— Канонизация вообще совершается в наиболее очевидных и назидательных случаях. Не все убитые представители царского рода являют нам образ святости, и большая часть этих убийств совершена была с политической целью или в борьбе за власть. Их жертвы не могут считаться пострадавшими за веру. Что касается семьи государя Николая II, то она была так невероятно оболгана и современниками, и советской властью, что необходимо было восстановить истину. Их убийство было эпохальным, оно поражает своей сатанинской ненавистью и жестокостью, оставляет чувство мистического события — расправы зла с богоустановленным порядком жизни православного народа.

— А каковы были критерии канонизации? Какие были доводы «за» и «против»?

— Комиссия по канонизации очень долго работала над этим вопросом, очень педантично проверяла все доводы «за» и «против». В то время было много противников канонизации царя. Кто-то говорил, что этого нельзя делать потому, что государь Николай II был «кровавым», ему в вину вменяли события 9 января 1905 года — расстрел мирной демонстрации рабочих. В комиссии была проведена специальная работа по выяснению обстоятельств Кровавого воскресенья. И в результате исследования архивных материалов оказалось, что государя в это время вообще не было в Петербурге, он никак не был причастен к этому расстрелу и не мог отдать такого приказа — он даже не был в курсе происходящего. Таким образом, этот довод отпал. Подобным образом рассматривались и все остальные аргументы «против», пока не стало очевидно, что весомых контрдоводов нет. Царскую семью канонизировали не просто за то, что они были убиты, но потому, что они приняли муку со смирением, по-христиански, без противления. Они могли бы воспользоваться теми предложениями о бегстве за границу, которые были сделаны им заблаговременно. Но сознательно не захотели этого.

— Почему нельзя назвать их убийство чисто политическим?

— Царская семья олицетворяла идею православного царства, и большевики не просто хотели уничтожить возможных претендентов на царский престол, им был ненавистен этот символ — православный царь. Убивая царскую семью, они уничтожали саму идею, знамя православного государства, которое было главным защитником всего мирового православия. Это становится понятным в контексте византийской интерпретации царской власти как служения «внешнего епископа церкви». А в синодальный период, в изданных в 1832 году «Основных законах Империи» (статьи 43 и 44) говорилось: «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. И в сем смысле император в акте о престолонаследии (от 5 апреля 1797 года) именуется Главой Церкви».

Государь и его семья были готовы пострадать за православную Россию, за веру, они так и понимали свое страдание. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский писал еще в 1905 году: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».

Отречение: слабость или надежда?

— Как понимать тогда отречение государя от престола?

— Хотя государь и подписал отречение от престола как от обязанностей по управлению государством, но это не означает еще его отречения от царского достоинства. Пока не был поставлен на царство его преемник, в сознании всего народа он по-прежнему оставался царем, и его семья оставалась царской семьей. Они сами так себя осознавали, так же их воспринимали и большевики. Если бы государь в результате отречения потерял бы царское достоинство и стал бы обычным человеком, то зачем и кому нужно было бы его преследовать и убивать? Когда кончается, например, президентский срок, кто будет преследовать бывшего президента? Царь не добивался престола, не проводил предвыборных кампаний, а был предназначен к этому от рождения. Вся страна молилась о своем царе, и над ним был совершен богослужебный чин помазания святым миром на царство. От этого помазания, которое являло благословение Божие на труднейшее служение православному народу и православию вообще, благочестивый государь Николай II не мог отказаться, не имея преемника, и это прекрасно понимали все.

Государь, передавая власть своему брату, отошел от исполнения своих управленческих обязанностей не из страха, а по требованию своих подчиненных (практически все командующие фронтами генералы и адмиралы) и потому что был человеком смиренным, и сама идея борьбы за власть была ему абсолютно чужда. Он надеялся, что передача престола в пользу брата Михаила (при условии его помазания на царство) успокоит волнение и тем самым пойдет на пользу России. Этот пример отказа от борьбы за власть во имя благополучия своей страны, своего народа является очень назидательным для современного мира.

— Он как-то упоминал об этих своих взглядах в дневниках, письмах?

— Да, но это видно и из самих его поступков. Он мог бы стремиться эмигрировать, уехать в безопасное место, организовать надежную охрану, обезопасить семью. Но он не предпринимал никаких мер, хотел поступать не по своей воле, не по своему разумению, боялся настаивать на своем. В 1906 году, во время Кронштадтского мятежа государь после доклада министра иностранных дел сказал следующее: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей». Уже незадолго до своего страдания государь говорил: «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». В конце апреля 1918 года, уже в Екатеринбурге, Государь записал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!»

— Многие усматривают в отречении обыкновенную слабость…

— Да, некоторые видят в этом проявление слабости: человек властный, сильный в обычном понимании слова не отрекся бы от престола. Но для императора Николая II сила была в другом: в вере, в смирении, в поиске благодатного пути по воле Божьей. Поэтому он не боролся за власть — да и вряд ли ее можно было удержать. Зато святое смирение, с которым он отрекся от престола и потом принял мученическую кончину, способствует и сейчас обращению всего народа с покаянием к Богу. Все-таки в значительном большинстве наш народ — после семидесяти лет безбожия — считает себя православным. К сожалению, большинство — не воцерковленные люди, но все-таки и не воинствующие безбожники. Великая княжна Ольга писала из заточения в Ипатьевском доме в Екатеринбурге: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». И, может быть, образ смиренного царя-мученика в большей степени подвигнул наш народ к покаянию и к вере, чем мог бы это сделать сильный и властный политик.

Революция: неизбежность катастрофы?

— То, как жили, как верили последние Романовы, повлияло на их канонизацию?

— Безусловно. О царской семье написано очень много книг, сохранилось множество материалов, которые указывают на очень высокое духовное устроение самого государя и его семьи, — дневники, письма, воспоминания. Их вера засвидетельствована всеми, кто их знал, и многими их поступками. Известно, что государь Николай II построил множество храмов и монастырей, он, государыня и их дети были глубоко верующими людьми, регулярно причащались Святых Христовых Таин. В заключении они постоянно молились и по-христиански готовились к своей мученической участи, а за три дня до смерти охрана разрешила священнику совершить литургию в Ипатьевском доме, за которой все члены царской семьи причастились. Там же великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». А Государь записал: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля». Также хорошо известно, какое место в их жизни занимали дела милосердия, которые совершались в евангельском духе: сами царские дочери вместе с императрицей ухаживали за ранеными в госпитале во время Первой мировой войны.

— Очень разное отношение к императору Николаю II сегодня: от обвинений в безволии и политической несостоятельности до почитания как царя-искупителя. Можно ли найти золотую середину?

— Я думаю, что самым опасным признаком тяжелого состояния многих наших современников является отсутствие всякого отношения к мученикам, к царской семье, вообще ко всему. К сожалению, многие сейчас пребывают в какой-то духовной спячке и не способны в свое сердце вместить какие-либо серьезные вопросы, искать на них ответы. Крайности, которые Вы назвали, мне кажется, встречаются не во всей массе нашего народа, а только в той, которая еще о чем-то думает, еще чего-то ищет, к чему-то внутренне стремится.

— Что можно ответить на такое заявление: жертва царя была совершенно необходима, и благодаря ей была искуплена Россия?

— Подобные крайности звучат из уст людей, богословски неосведомленных. Поэтому они начинают переформулировать некоторые пункты учения о спасении применительно к царю. Это, конечно, совершенно неправильно, в этом нет логики, последовательности и необходимости.

— Но говорят, что подвиг новомучеников много значил для России…

—Только подвиг новомучеников один и смог противостоять тому разгулу зла, которому подверглась Россия. Во главе этого мученического воинства стояли великие люди: патриарх Тихон, величайшие святители, такие, как митрополит Петр, митрополит Кирилл и, конечно, государь Николай II и его семья. Это такие великие образы! И чем больше будет проходить времени, тем будет понятнее их величие и их значение.

Я думаю, что сейчас, в наше время, мы можем более адекватно оценить то, что произошло в начале ХХ столетия. Знаете, когда бываешь в горах, открывается совершенно удивительная панорама — множество гор, хребтов, вершин. А когда удаляешься от этих гор, то все хребты поменьше уходят за горизонт, но над этим горизонтом остается одна огромная снежная шапка. И понимаешь: вот доминанта!

Так и здесь: проходит время, и мы убеждаемся в том, что эти наши новые святые были действительно исполины, богатыри духа. Я думаю, что и значение подвига царской семьи со временем будет открываться все больше, и будет понятно, какую великую веру и любовь они явили своим страданием.

Кроме того, спустя столетие видно, что никакой самый мощный вождь, никакой Петр I не смог бы своей человеческой волей сдержать то, что происходило тогда в России.

— Почему?

— Потому что причиной революции было состояние всего народа, состояние Церкви — я имею в виду человеческую ее сторону. Мы зачастую склонны идеализировать то время, но на самом деле все было далеко не безоблачно. Народ наш причащался раз в год, и это было массовое явление. На всю Россию было несколько десятков епископов, патриаршество было отменено, самостоятельности Церковь не имела. Система церковноприходских школ по всей России — огромная заслуга обер-прокурора Святейшего Синода К. Ф. Победоносцева — была создана только к концу XIX века. Это, безусловно, великое дело, народ стал учиться грамоте именно при Церкви, но произошло это слишком поздно.

Многое можно перечислять. Ясно одно: вера стала во многом обрядовой. О тяжелом состоянии души народной, если можно так сказать, свидетельствовали многие святые того времени — прежде всего, святитель Игнатий (Брянчанинов), святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они предвидели, что это приведет к катастрофе.

— Сам царь Николай II и его семья эту катастрофу предчувствовали?

— Конечно, и мы находим об этом свидетельства в их дневниковых записях. Как мог не чувствовать государь Николай II, что происходит в стране, когда прямо у Кремля бомбой, брошенной террористом Каляевым, был убит его дядя, Сергей Александрович Романов? А революция 1905 года, когда бунтом были охвачены даже все семинарии и духовные академии, так что пришлось их временно закрыть? Это ведь говорит о состоянии Церкви и страны. На протяжении нескольких десятков лет перед революцией в обществе происходила систематическая травля: травили в печати веру, царскую семью, совершались покушения террористов на жизнь правителей…

— Вы хотите сказать, что невозможно обвинять исключительно Николая II в свалившихся на страну бедах?

— Да, именно так — ему суждено было родиться и царствовать в это время, он уже не мог просто напряжением воли изменить ситуацию, потому что она шла из глубины народной жизни. И в этих условиях он избрал путь, который был ему наиболее свойственен, — путь страдания. Царь глубоко страдал, душевно страдал еще задолго до революции. Он старался добром и любовью отстоять Россию, делал это последовательно, и эта позиция подвела его к мученичеству.

Какие же это святые?..

— Отец Владимир, в советское время, очевидно, канонизация была невозможна по политическим причинам. Но и в наше время для этого потребовалось восемь лет… Почему так долго?

— Вы знаете, после перестройки прошло больше двадцати лет, а пережитки советской эпохи еще очень сильно сказываются. Говорят, что Моисей потому сорок лет со своим народом бродил по пустыне, что нужно было умереть тому поколению, которое жило в Египте и было воспитано в рабстве. Чтоб народ стал свободным, нужно было тому поколению уйти. И тому поколению, которое жило при советской власти, не очень-то легко изменить свой менталитет.

— Из-за определенного страха?

— Не только из-за страха, скорее, из-за штампов, которые насаждались с самого детства, которые владели людьми. Я знал многих представителей старшего поколения — среди них священники и даже один епископ, — которые еще застали государя Николая II при жизни. И я был свидетелем того, что они не понимали: зачем его канонизировать? какой же он святой? Им трудно было примирить образ, который они с детства восприняли, с критериями святости. Этот кошмар, который мы сейчас себе и не можем представить по-настоящему, когда немцами были оккупированы огромные части Российской империи, хотя Первая мировая война обещала закончиться победоносно для России; когда начались страшные гонения, анархия, Гражданская война; когда наступил голод в Поволжье, развернулись репрессии и т. д. — видимо, как-то оказался увязан в молодом восприятии людей того времени со слабостью власти, с тем, что не было настоящего вождя у народа, который мог бы противостать всему этому разгулу зла. И некоторые люди до конца жизни оставались под влиянием этого представления…

И потом, конечно, очень трудно сопоставить в своем сознании, например, святителя Николая Мирликийского, великих подвижников и мучеников первых веков со святыми нашего времени. Я знаю одну старушку, у которой дядю-священника канонизировали как новомученика — он был расстрелян за веру. Когда ей об этом сказали, она удивилась: «Как?! Нет, он, конечно, был очень хороший человек, но какой же он святой?» То есть людей, с которыми мы живем, принять как святых нам не так-то легко, потому что для нас святые — «небожители», люди из другого измерения. А те, кто с нами вместе ест, пьет, разговаривает и переживает — какие они святые? Трудно образ святости приложить к близкому тебе в быту человеку, и это тоже имеет очень большое значение.

— В 1991 году останки царской семьи были найдены и захоронены в Петропавловской крепости. Но Церковь сомневается в их подлинности. Почему?

— Да, была очень долгая полемика о подлинности этих останков, было проведено множество экспертиз за границей. Одни из них подтверждали подлинность этих останков, а другие подтверждали не очень очевидную достоверность самих экспертиз, то есть была зафиксирована недостаточно четкая научная организация процесса. Поэтому наша Церковь уклонилась от решения этого вопроса и оставила его открытым: она не рискует согласиться с тем, что недостаточно проверено. Есть опасения, что, заняв ту или иную позицию, Церковь станет уязвима, потому что нет достаточного основания для однозначного решения.

Конец венчает дело

— Отец Владимир, я вижу, у Вас на столе среди прочих лежит книга о Николае II. Каково Ваше личное отношение к нему?

— Я вырос в православной семье и с самого раннего детства знал об этой трагедии. Конечно, всегда относился к царской семье с почитанием. Неоднократно бывал в Екатеринбурге…

Думаю, если отнестись со вниманием, серьезно, то нельзя не почувствовать, не увидеть величие этого подвига и не быть очарованным этими чудными образами — государя, государыни и их детей. Их жизнь была полна трудностей, скорбей, но была прекрасна! В какой строгости воспитывались дети, как они все умели трудиться! Как не любоваться поразительной духовной чистотой великих княжон! Современным молодым людям нужно увидеть жизнь этих царевен, столь они были просты, величественны и прекрасны. За одно только целомудрие можно было их уже канонизировать, за их кротость, скромность, готовность служить, за их любвеобильные сердца и милосердие. Они ведь были очень скромными людьми, непритязательными, никогда не стремились к славе, жили так, как их Бог поставил, в тех условиях, в которые они были поставлены. И во всем отличались удивительной скромностью, послушанием. Никто никогда не слышал, чтобы они проявляли какие-либо страстные черты характера. Наоборот, в них было взращено христианское устроение сердца — мирное, целомудренное. Достаточно даже просто посмотреть фотографии царской семьи, они сами по себе уже являют удивительный внутренний облик — и государя, и государыни, и великих княжон, и царевича Алексея. Дело не только в воспитании, но и в самой их жизни, которая соответствовала их вере, молитве. Они были настоящими православными людьми: как верили, так и жили, как думали, так и поступали. Но есть поговорка: «Конец венчает дело». «В чем застану, в том и сужу» — говорит Священное Писание от лица Бога.

Поэтому царская семья канонизирована не за свою жизнь, очень высокую и прекрасную, но прежде всего — за свою еще более прекрасную смерть. За предсмертные страдания, за то, с какой верой, кротостью и послушанием воле Божией они пошли на эти страдания, — в этом их неповторимое величие.

По материалам сайта:  foma.ru

На фото:

1. Семья Николая II: Александра Федоровна и дети — Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей. 1913 г.

2. Николай Александрович и Александра Федоровна в Крыму. 1910-е гг.

3. Царский поезд, в котором Николай II подписал отречение от престола

4. Комната великих княжон в Ипатьевском доме

5. Подвал дома Ипатьева, Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. здесь был расстрелян вместе с семьей и домочадцами император Николай II

6. Крест на месте строительства храма Державной иконы Божией Матери, монастырь Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. 

7. Икона святых Царственных страстотерпцев

Сегодня, 18 января 2018 года, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), митрополит Вятский и Слободской Марк совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Свято-Серафимовском соборе города Кирова.
18.01.2018 Епархия
/// - Davecha.RuВ регионе организуют 54 купели devyatka.ru Стало известно расписание  работы храмов и церквей областного центра на Крещение.
18.01.2018 Davecha.Ru
Будут ли в Кирове крещенские морозы? - Свойкировский.рфВ областном центре оборудуют четыре купели. Автор: Ольга Фукалова В ночь с 18 на 19 января православный мир отмечает праздник Крещения.
18.01.2018 Свойкировский.рф
У православных верующих - крещенский сочельник - ГТРК ВяткаСегодня в православном календаре - крещенский сочельник. Верующие готовятся к празднику Крещения Господня, или Богоявления.
18.01.2018 ГТРК Вятка
Автор: Михаил Пентин Мотоциклист попал в зону турбулентности и едва не слетел с байка О путешествии Митрополита Марка в Грузию рассказало издание  vera-segodnya.rublev.com.
17.01.2018 GorodKirov.Ru
Санитарно-эпидемиологическая служба проверила качество воды в источнике и купели Трифонова монастыря - ЕпархияСпециалисты санитарно-эпидемиологической службы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» (Кировский филиал) провели анализ проб воды в источнике и купели Трифонова мужского монастыря.
17.01.2018 Епархия
1 - Управление образованием15 января во Всехсвятском храме г. Кирово-Чепецка состоялась необычная экскурсия.
17.01.2018 Управление образованием
В храмах  Кирово-Чепецка пройдут крещенские службы - Город Ч.В пятницу, 19 января, православный мир будет встречать Крещение. В четверг, 18 января, в 10:00 будет освящена купель при Всехсвятском храме.
17.01.2018 Город Ч.
Мороз и сланцы - Chepetsk.ruВ ночь на 19 января наступит один из важнейших и популярных христианских праздников — Крещение Господне.
17.01.2018 Chepetsk.ru
Митрополит Марк чуть не погиб во время поездки в Грузию - Newsler.RuВ прошлом году митрополит Вятский и Слободской Марк отправился на мотоцикле в Грузию.
17.01.2018 Newsler.Ru
Нажмите для предпросмотра изображений - Kotelnich.Infoфотобанк КОТЕЛЬНИЧ.info 19 января Святая Церковь совершает празднование Крещения Господня, Святое Богоявление.
17.01.2018 Kotelnich.Info
В Кировской области оборудуют 54 купели на Крещение - Newsler.RuВ ночь с 18 на 19 января 2018 года православные отмечают Крещение Господня.
16.01.2018 Newsler.Ru
На Крещение в Кирове оборудуют четыре купели - Свойкировский.рфВсего по области организуют 54 купели. Автор: Ольга Фукалова В ночь с 18 на 19 января православный мир отмечает праздник Крещения.
16.01.2018 Свойкировский.рф
/// - Davecha.RuВ общей сложности в регионе оборудуют 54 купели pravoslavie.by В Кирове на Крещение организуют четыре купели.
16.01.2018 Davecha.Ru
фото progorod43.ru Рядом с водоемом будут дежурить сотрудники МЧС и скорая В ночь с 18 на 19 января православные всего мира отмечают праздник Крещение Господне .
16.01.2018 ProGorod.Ru
В праздник Собора 70-ти апостолов митрополит Марк возглавит Литургию в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Кирова - ЕпархияЗавтра, 17 января 2018 года, в праздник Собора 70-ти апостолов, День Ангела митрополита Вятского и Слободского Марка, в храме святых мучениц Веры, Надежды,
16.01.2018 Епархия
Рождественский праздник для воспитанников детского сада - ЕпархияДля воспитанников детского сада № 146 города Кирова приход Троицкой церкви слободы Макарье совместно с Миссионерским отделом Вятской Епархии провели мероприятие, посвященное празднованию Рождества Христова и Новолетия.
16.01.2018 Епархия
Православные омутнинцы готовятся к большому празднику - Омутнинские вестиВ пятницу, 19 января, весь православный мир отметит Крещение Господне. Это один из главных церковных праздников.
16.01.2018 Омутнинские вести
Светлый праздник Новолетия, организованный для несовершеннолетних правонарушителей - ЕпархияДобрый праздник Новолетия со служением водосвятного молебна для подростков,
16.01.2018 Епархия
Творческая встреча иерея Евгения Чепарухина с читателями библиотеки имени А. Лиханова - Епархия12 января 2018 года в конференц-зале Библиотеки им. А. Лиханова состоялся творческий вечер игры на гуслях настоятеля Троицкого храма села Кстинино иерея Евгения Чепарухина «Песнь воспеть – живые струны задеть».
16.01.2018 Епархия
На чепчанина завели дело за выдуманный угон - Newsler.RuВ полицию обратился житель села Пасегово Кирово-Чепецкого района и сообщил, что у него угнали автомобиль Volkswagen.
18.01.2018 Newsler.Ru
По предварительным данным, пешеход мог быть сбит автомобилем, который скрылся с места происшествия devyatka.ru В Зуевском районе на краю проезжей части обнаружили тело 59-летнего мужчины.
18.01.2018 Davecha.Ru
В Кирове мужчина отобрал у прохожей планшет - Новый ВариантВ Кирове 16 января в 21-30 в отдел полиции обратилась женщина. Она пояснила, что на улице Сурикова мужчина вырвал у нее из рук пакет, в котором находился планшет.
18.01.2018 Новый Вариант
В Рудничном девочка упала в открытый колодец - Newsler.Ru
В Рудничном девочка упала в открытый колодец
Вчера, 17 января 2018 года, в 12-56 в поселке Рудничный Верхнекамского района 7-летняя девочка упала в открытый колодец.
Newsler.Ru
Сотрудники областной противопожарной службы спасли более 50 человек - Newsler.Ru
Сотрудники областной противопожарной службы спасли более 50 человек
Лучшие работники учреждения были награждены благодарственными письмами и нагрудными знаками МЧС России.
Newsler.Ru
Прокуратура потребовала потушить горящую свалку в Кирово-Чепецком районе - Newsler.Ru
Прокуратура потребовала потушить горящую свалку в Кирово-Чепецком районе
Прокуратура обнаружила грубые нарушения закона на полигоне твердых бытовых отходов в поселке Перекоп Кирово-Чепецкого района.
Newsler.Ru
Безопасность кировчан во время крещенского купания будет обеспена - МЧСХристианский праздник Крещения Господне в современной России традиционно сопровождается массовым купанием в специально прорубаемых и освящаемых прорубях - иорданях.
18.01.2018 МЧС
Безопасность в Крещение - ГТРК ВяткаДля предстоящего праздника Крещения на водоемах области организовано 54 купели.
18.01.2018 ГТРК Вятка
Обряд водосвятия в Трифоновом монастыре - ГТРК ВяткаЗа тем, как обряд водосвятия сегодня был совершен в Трифоновом монастыре, наблюдали Алексей Алексеев и Руслан Быкасов.
18.01.2018 ГТРК Вятка
Митрополит Марк чуть не погиб во время поездки в Грузию - Newsler.Ru
Митрополит Марк чуть не погиб во время поездки в Грузию
В прошлом году митрополит Вятский и Слободской Марк отправился на мотоцикле в Грузию.
Newsler.Ru
В Кировской области оборудуют 54 купели на Крещение - Newsler.Ru
В Кировской области оборудуют 54 купели на Крещение
В ночь с 18 на 19 января 2018 года православные отмечают Крещение Господня.
Newsler.Ru
Православные кировчане празднуют Рождество - Newsler.Ru
Православные кировчане празднуют Рождество
В кировских храмах проходят торжественные богослужения в честь Рождества Христова.
Newsler.Ru
Подведены итоги конкурса «Безопасная ёлка» - МЧСВ Кировской области завершился традиционный творческий конкурс среди детей и подростков на лучшую поделку, рисунок, памятку и компьютерную презентацию по теме пожарной безопасности.
18.01.2018 МЧС
Интервью с Натальей Касаткиной в проекте #театрэтомодно - Драматический театр- Наталья, часто ли Вы посещаете театр?  - Да, часто, если сравнивать с какими-то мероприятиями, событиями, то театр в моей жизни бывает часто.
18.01.2018 Драматический театр
Изделия осужденных Кировской области приняли участие в межрегиональной ярмарке «Крещенские морозы» - УФСИНОрганизатором универсальной ярмарки выступила выставочная компания «Вятский базар».
18.01.2018 УФСИН
В органном зале Вятской филармонии состоится концерт заслуженного деятеля искусств России Алексея Паршина  - Новый Вариант
В органном зале Вятской филармонии состоится концерт заслуженного деятеля искусств России Алексея Паршина 
20 января в 17:00 в органном зале Вятской филармонии концерт заслуженного деятеля искусств России, заслуженного артиста России, Профессора Московской государственной консерватории им.
Новый Вариант
Кировчане первыми увидят новый фильм «Скиф» в лазерном кинозале - Новый Вариант
Кировчане увидят «Скифа» на сутки раньше, чем остальные жители России
Премьера отечественного блокбастера пройдет в единственном в городе лазерном зале к/т «Колизей»   Новости в Кировской области 16 января – Новый вариант.
Новый Вариант
В Кирове стартовала «Алисомания» - Новый Вариант
«Алисомания» в Кирове: как дорогие билеты на супер-группу превратить в бесплатные
Все «алисоманы» и просто вятские любители русского рока ждут с нетерпением 2  февраля, когда в клубе Gaudi выступит легенда русской рок-сцены — группы «Алиса» во главе с неувядающим Костей Кинчевым.
Новый Вариант
Первая переправа открыта в Малмыжском районе - МЧСНачала работать автомобильная переправа в п. Гоньба. Она находится на 147-м километре автодороги Казань-Пермь и проходит через реку Вятка у села Гоньба.
18.01.2018 МЧС
Баскетболисты сыграли отлично - Chepetsk.ruВчера в Кирове завершился первый раунд полуфинального этапа всероссийских соревнований по баскетболу среди юношей 14–15 лет.
17.01.2018 Chepetsk.ru
Чепчан приглашают сдать нормы ГТО - Город Ч.В конце января и в начале февраля жители Кирово-Чепецка смогут сдать нормы ГТО.
18.01.2018 Город Ч.
Команда «Вятка» вернулась в Высшую лигу КВН - Newsler.Ru
Команда «Вятка» вернулась в Высшую лигу КВН
Спустя 6 лет команда «Вятка» вновь выступит в Высшей лиге КВН. Фото: instagram.com/supervyatka На официальном сайте КВН опубликовали состав Высшей лиги 2018 года.
Newsler.Ru
Кировчане победили на этапе Кубка Европы по ледолазанию - Новый Вариант
Кировчане победили на этапе Кубка Европы по ледолазанию
Во Франции завершились первые крупные международные старты сезона по ледолазанию — этап Кубка Европы.
Новый Вариант
Кировские баскетболисты выходят на международный уровень - Новый Вариант
Кировские баскетболисты выходят на международный уровень
Первый раунд полуфинального этапа первенства России по баскетболу среди команд юношей 2004 года рождения состоялся в Кирове.
Новый Вариант
Активисты ОНФ обнаружили в Кирове несанкционированную свалку снега - ОНФ в Кировской областиАктивисты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Кировской области благодаря сигналам граждан обнаружили на улице Мельничной в Кирове большую несанкционированную свалку снега, которую устроили грузовики,
18.01.2018 ОНФ в Кировской области
Прокуроры огласят наказание - Bnkirov.Ru22 января в Пресненском суде Москвы начнутся прения по уголовному делу делу экс-губернатора Кировской области Никиты Белых.
18.01.2018 Bnkirov.Ru
Грамотные и профессиональные действия автоинспекторов помогли избежать трагедии - ГИБДД17 января 2018 года в 21 час 30 минут на перекрестке улиц Революции-Луганской г.Яранска произошло возгорание грузового автомобиля «Газель» с газобаллонным оборудованием.
18.01.2018 ГИБДД
Сегодня ночью в полицию поступило сообщение о том, что около 23 часов 17 января в продуктовом магазине по улице Володарского неизвестный мужчина открыто похитил деньги в сумме 8300 рублей.
18.01.2018 УМВД Кировской области
На чепчанина завели дело за выдуманный угон - Newsler.RuВ полицию обратился житель села Пасегово Кирово-Чепецкого района и сообщил, что у него угнали автомобиль Volkswagen.
18.01.2018 Newsler.Ru