Новости города БезФормата.Ru
Киров
Главные новости
 
Задать вопрос?

За что канонизирован император Николай II и его семья?

17 июля — день памяти Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии.

В 2000 году последний российский император Николай II и его семья были канонизированы Русской Церковью в лике святых страстотерпцев. Их канонизация на Западе — в Русской Православной Церкви Заграницей — произошла еще раньше, в 1981 году. И хотя святые князья в православной традиции не редкость, эта канонизация до сих пор у некоторых вызывает сомнения. Почему в лике святых прославлен последний российский монарх? Говорит ли его жизнь и жизнь его семьи в пользу канонизации, и какие существовали доводы против нее? Почитание Николая II как царя-искупителя — крайность или закономерность?

Об этом говорим с секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых, ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым.

Смерть как аргумент

— Отец Владимир, откуда такой термин — царственные страстотерпцы? Почему не просто мученики?

— Когда в 2000 году Синодальная комиссия по канонизации святых обсуждала вопрос о прославлении царской семьи, она пришла к выводу: хотя семья государя Николая II была глубоко верующей, церковной и благочестивой, все ее члены ежедневно совершали свое молитвенное правило, регулярно причащались Святых Христовых Тайн и жили высоконравственной жизнью, во всем соблюдая евангельские заповеди, постоянно совершали дела милосердия, во время войны усердно трудились в госпитале, ухаживая за ранеными солдатами, к лику святых они могут быть причислены прежде всего за свое по-христиански воспринятое страдание и насильственную смерть, причиненную гонителями православной веры с неимоверной жестокостью. Но все же нужно было ясно понять и четко сформулировать, за что именно была убита царская семья. Может быть, это было просто политическое убийство? Тогда их мучениками назвать нельзя. Однако и в народе, и в комиссии было сознание и ощущение святости их подвига. Поскольку в качестве первых святых на Руси были прославлены благоверные князья Борис и Глеб, названные страстотерпцами, и их убийство также не было прямо связано с их верой, то явилась мысль обсуждать прославление семьи государя Николая II в этом же лике.

— Когда мы говорим «царственные страстотерпцы», имеется в виду только семья царя? Пострадавшие от рук революционеров родственники Романовых, Алапаевские мученики, к этому лику святых не относятся?

— Нет, не относятся. Само слово «царственные» по своему смыслу может быть отнесено только к семье царя в узком смысле. Родственники ведь не царствовали, даже титуловались они иначе, чем члены семьи государя. Кроме того, великая княгиня Елизавета Федоровна Романова — сестра императрицы Александры — и ее келейница Варвара могут быть названы именно мучениками за веру. Елизавета Федоровна была супругой генерал-губернатора Москвы, великого князя Сергея Александровича Романова, но после его убийства не была причастна к государственной власти. Она посвятила свою жизнь делу православного милосердия и молитве, основала и построила Марфо-Мариинскую обитель, возглавила общину ее сестер. Разделила с нею ее страдание и смерть келейница Варвара, сестра обители. Связь их страдания с верой совершенно очевидна, и они обе были причислены к лику новомучеников — за рубежом в 1981 году, а в России в 1992 году. Впрочем, это теперь подобные нюансы стали важны для нас. В древности не делали различия между мучениками и страстотерпцами.

— Но почему именно семья последнего государя была прославлена, хотя насильственной смертью окончили свою жизнь многие представители дома Романовых?

— Канонизация вообще совершается в наиболее очевидных и назидательных случаях. Не все убитые представители царского рода являют нам образ святости, и большая часть этих убийств совершена была с политической целью или в борьбе за власть. Их жертвы не могут считаться пострадавшими за веру. Что касается семьи государя Николая II, то она была так невероятно оболгана и современниками, и советской властью, что необходимо было восстановить истину. Их убийство было эпохальным, оно поражает своей сатанинской ненавистью и жестокостью, оставляет чувство мистического события — расправы зла с богоустановленным порядком жизни православного народа.

— А каковы были критерии канонизации? Какие были доводы «за» и «против»?

— Комиссия по канонизации очень долго работала над этим вопросом, очень педантично проверяла все доводы «за» и «против». В то время было много противников канонизации царя. Кто-то говорил, что этого нельзя делать потому, что государь Николай II был «кровавым», ему в вину вменяли события 9 января 1905 года — расстрел мирной демонстрации рабочих. В комиссии была проведена специальная работа по выяснению обстоятельств Кровавого воскресенья. И в результате исследования архивных материалов оказалось, что государя в это время вообще не было в Петербурге, он никак не был причастен к этому расстрелу и не мог отдать такого приказа — он даже не был в курсе происходящего. Таким образом, этот довод отпал. Подобным образом рассматривались и все остальные аргументы «против», пока не стало очевидно, что весомых контрдоводов нет. Царскую семью канонизировали не просто за то, что они были убиты, но потому, что они приняли муку со смирением, по-христиански, без противления. Они могли бы воспользоваться теми предложениями о бегстве за границу, которые были сделаны им заблаговременно. Но сознательно не захотели этого.

— Почему нельзя назвать их убийство чисто политическим?

— Царская семья олицетворяла идею православного царства, и большевики не просто хотели уничтожить возможных претендентов на царский престол, им был ненавистен этот символ — православный царь. Убивая царскую семью, они уничтожали саму идею, знамя православного государства, которое было главным защитником всего мирового православия. Это становится понятным в контексте византийской интерпретации царской власти как служения «внешнего епископа церкви». А в синодальный период, в изданных в 1832 году «Основных законах Империи» (статьи 43 и 44) говорилось: «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. И в сем смысле император в акте о престолонаследии (от 5 апреля 1797 года) именуется Главой Церкви».

Государь и его семья были готовы пострадать за православную Россию, за веру, они так и понимали свое страдание. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский писал еще в 1905 году: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».

Отречение: слабость или надежда?

— Как понимать тогда отречение государя от престола?

— Хотя государь и подписал отречение от престола как от обязанностей по управлению государством, но это не означает еще его отречения от царского достоинства. Пока не был поставлен на царство его преемник, в сознании всего народа он по-прежнему оставался царем, и его семья оставалась царской семьей. Они сами так себя осознавали, так же их воспринимали и большевики. Если бы государь в результате отречения потерял бы царское достоинство и стал бы обычным человеком, то зачем и кому нужно было бы его преследовать и убивать? Когда кончается, например, президентский срок, кто будет преследовать бывшего президента? Царь не добивался престола, не проводил предвыборных кампаний, а был предназначен к этому от рождения. Вся страна молилась о своем царе, и над ним был совершен богослужебный чин помазания святым миром на царство. От этого помазания, которое являло благословение Божие на труднейшее служение православному народу и православию вообще, благочестивый государь Николай II не мог отказаться, не имея преемника, и это прекрасно понимали все.

Государь, передавая власть своему брату, отошел от исполнения своих управленческих обязанностей не из страха, а по требованию своих подчиненных (практически все командующие фронтами генералы и адмиралы) и потому что был человеком смиренным, и сама идея борьбы за власть была ему абсолютно чужда. Он надеялся, что передача престола в пользу брата Михаила (при условии его помазания на царство) успокоит волнение и тем самым пойдет на пользу России. Этот пример отказа от борьбы за власть во имя благополучия своей страны, своего народа является очень назидательным для современного мира.

— Он как-то упоминал об этих своих взглядах в дневниках, письмах?

— Да, но это видно и из самих его поступков. Он мог бы стремиться эмигрировать, уехать в безопасное место, организовать надежную охрану, обезопасить семью. Но он не предпринимал никаких мер, хотел поступать не по своей воле, не по своему разумению, боялся настаивать на своем. В 1906 году, во время Кронштадтского мятежа государь после доклада министра иностранных дел сказал следующее: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей». Уже незадолго до своего страдания государь говорил: «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». В конце апреля 1918 года, уже в Екатеринбурге, Государь записал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!»

— Многие усматривают в отречении обыкновенную слабость…

— Да, некоторые видят в этом проявление слабости: человек властный, сильный в обычном понимании слова не отрекся бы от престола. Но для императора Николая II сила была в другом: в вере, в смирении, в поиске благодатного пути по воле Божьей. Поэтому он не боролся за власть — да и вряд ли ее можно было удержать. Зато святое смирение, с которым он отрекся от престола и потом принял мученическую кончину, способствует и сейчас обращению всего народа с покаянием к Богу. Все-таки в значительном большинстве наш народ — после семидесяти лет безбожия — считает себя православным. К сожалению, большинство — не воцерковленные люди, но все-таки и не воинствующие безбожники. Великая княжна Ольга писала из заточения в Ипатьевском доме в Екатеринбурге: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». И, может быть, образ смиренного царя-мученика в большей степени подвигнул наш народ к покаянию и к вере, чем мог бы это сделать сильный и властный политик.

Революция: неизбежность катастрофы?

— То, как жили, как верили последние Романовы, повлияло на их канонизацию?

— Безусловно. О царской семье написано очень много книг, сохранилось множество материалов, которые указывают на очень высокое духовное устроение самого государя и его семьи, — дневники, письма, воспоминания. Их вера засвидетельствована всеми, кто их знал, и многими их поступками. Известно, что государь Николай II построил множество храмов и монастырей, он, государыня и их дети были глубоко верующими людьми, регулярно причащались Святых Христовых Таин. В заключении они постоянно молились и по-христиански готовились к своей мученической участи, а за три дня до смерти охрана разрешила священнику совершить литургию в Ипатьевском доме, за которой все члены царской семьи причастились. Там же великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». А Государь записал: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля». Также хорошо известно, какое место в их жизни занимали дела милосердия, которые совершались в евангельском духе: сами царские дочери вместе с императрицей ухаживали за ранеными в госпитале во время Первой мировой войны.

— Очень разное отношение к императору Николаю II сегодня: от обвинений в безволии и политической несостоятельности до почитания как царя-искупителя. Можно ли найти золотую середину?

— Я думаю, что самым опасным признаком тяжелого состояния многих наших современников является отсутствие всякого отношения к мученикам, к царской семье, вообще ко всему. К сожалению, многие сейчас пребывают в какой-то духовной спячке и не способны в свое сердце вместить какие-либо серьезные вопросы, искать на них ответы. Крайности, которые Вы назвали, мне кажется, встречаются не во всей массе нашего народа, а только в той, которая еще о чем-то думает, еще чего-то ищет, к чему-то внутренне стремится.

— Что можно ответить на такое заявление: жертва царя была совершенно необходима, и благодаря ей была искуплена Россия?

— Подобные крайности звучат из уст людей, богословски неосведомленных. Поэтому они начинают переформулировать некоторые пункты учения о спасении применительно к царю. Это, конечно, совершенно неправильно, в этом нет логики, последовательности и необходимости.

— Но говорят, что подвиг новомучеников много значил для России…

—Только подвиг новомучеников один и смог противостоять тому разгулу зла, которому подверглась Россия. Во главе этого мученического воинства стояли великие люди: патриарх Тихон, величайшие святители, такие, как митрополит Петр, митрополит Кирилл и, конечно, государь Николай II и его семья. Это такие великие образы! И чем больше будет проходить времени, тем будет понятнее их величие и их значение.

Я думаю, что сейчас, в наше время, мы можем более адекватно оценить то, что произошло в начале ХХ столетия. Знаете, когда бываешь в горах, открывается совершенно удивительная панорама — множество гор, хребтов, вершин. А когда удаляешься от этих гор, то все хребты поменьше уходят за горизонт, но над этим горизонтом остается одна огромная снежная шапка. И понимаешь: вот доминанта!

Так и здесь: проходит время, и мы убеждаемся в том, что эти наши новые святые были действительно исполины, богатыри духа. Я думаю, что и значение подвига царской семьи со временем будет открываться все больше, и будет понятно, какую великую веру и любовь они явили своим страданием.

Кроме того, спустя столетие видно, что никакой самый мощный вождь, никакой Петр I не смог бы своей человеческой волей сдержать то, что происходило тогда в России.

— Почему?

— Потому что причиной революции было состояние всего народа, состояние Церкви — я имею в виду человеческую ее сторону. Мы зачастую склонны идеализировать то время, но на самом деле все было далеко не безоблачно. Народ наш причащался раз в год, и это было массовое явление. На всю Россию было несколько десятков епископов, патриаршество было отменено, самостоятельности Церковь не имела. Система церковноприходских школ по всей России — огромная заслуга обер-прокурора Святейшего Синода К. Ф. Победоносцева — была создана только к концу XIX века. Это, безусловно, великое дело, народ стал учиться грамоте именно при Церкви, но произошло это слишком поздно.

Многое можно перечислять. Ясно одно: вера стала во многом обрядовой. О тяжелом состоянии души народной, если можно так сказать, свидетельствовали многие святые того времени — прежде всего, святитель Игнатий (Брянчанинов), святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они предвидели, что это приведет к катастрофе.

— Сам царь Николай II и его семья эту катастрофу предчувствовали?

— Конечно, и мы находим об этом свидетельства в их дневниковых записях. Как мог не чувствовать государь Николай II, что происходит в стране, когда прямо у Кремля бомбой, брошенной террористом Каляевым, был убит его дядя, Сергей Александрович Романов? А революция 1905 года, когда бунтом были охвачены даже все семинарии и духовные академии, так что пришлось их временно закрыть? Это ведь говорит о состоянии Церкви и страны. На протяжении нескольких десятков лет перед революцией в обществе происходила систематическая травля: травили в печати веру, царскую семью, совершались покушения террористов на жизнь правителей…

— Вы хотите сказать, что невозможно обвинять исключительно Николая II в свалившихся на страну бедах?

— Да, именно так — ему суждено было родиться и царствовать в это время, он уже не мог просто напряжением воли изменить ситуацию, потому что она шла из глубины народной жизни. И в этих условиях он избрал путь, который был ему наиболее свойственен, — путь страдания. Царь глубоко страдал, душевно страдал еще задолго до революции. Он старался добром и любовью отстоять Россию, делал это последовательно, и эта позиция подвела его к мученичеству.

Какие же это святые?..

— Отец Владимир, в советское время, очевидно, канонизация была невозможна по политическим причинам. Но и в наше время для этого потребовалось восемь лет… Почему так долго?

— Вы знаете, после перестройки прошло больше двадцати лет, а пережитки советской эпохи еще очень сильно сказываются. Говорят, что Моисей потому сорок лет со своим народом бродил по пустыне, что нужно было умереть тому поколению, которое жило в Египте и было воспитано в рабстве. Чтоб народ стал свободным, нужно было тому поколению уйти. И тому поколению, которое жило при советской власти, не очень-то легко изменить свой менталитет.

— Из-за определенного страха?

— Не только из-за страха, скорее, из-за штампов, которые насаждались с самого детства, которые владели людьми. Я знал многих представителей старшего поколения — среди них священники и даже один епископ, — которые еще застали государя Николая II при жизни. И я был свидетелем того, что они не понимали: зачем его канонизировать? какой же он святой? Им трудно было примирить образ, который они с детства восприняли, с критериями святости. Этот кошмар, который мы сейчас себе и не можем представить по-настоящему, когда немцами были оккупированы огромные части Российской империи, хотя Первая мировая война обещала закончиться победоносно для России; когда начались страшные гонения, анархия, Гражданская война; когда наступил голод в Поволжье, развернулись репрессии и т. д. — видимо, как-то оказался увязан в молодом восприятии людей того времени со слабостью власти, с тем, что не было настоящего вождя у народа, который мог бы противостать всему этому разгулу зла. И некоторые люди до конца жизни оставались под влиянием этого представления…

И потом, конечно, очень трудно сопоставить в своем сознании, например, святителя Николая Мирликийского, великих подвижников и мучеников первых веков со святыми нашего времени. Я знаю одну старушку, у которой дядю-священника канонизировали как новомученика — он был расстрелян за веру. Когда ей об этом сказали, она удивилась: «Как?! Нет, он, конечно, был очень хороший человек, но какой же он святой?» То есть людей, с которыми мы живем, принять как святых нам не так-то легко, потому что для нас святые — «небожители», люди из другого измерения. А те, кто с нами вместе ест, пьет, разговаривает и переживает — какие они святые? Трудно образ святости приложить к близкому тебе в быту человеку, и это тоже имеет очень большое значение.

— В 1991 году останки царской семьи были найдены и захоронены в Петропавловской крепости. Но Церковь сомневается в их подлинности. Почему?

— Да, была очень долгая полемика о подлинности этих останков, было проведено множество экспертиз за границей. Одни из них подтверждали подлинность этих останков, а другие подтверждали не очень очевидную достоверность самих экспертиз, то есть была зафиксирована недостаточно четкая научная организация процесса. Поэтому наша Церковь уклонилась от решения этого вопроса и оставила его открытым: она не рискует согласиться с тем, что недостаточно проверено. Есть опасения, что, заняв ту или иную позицию, Церковь станет уязвима, потому что нет достаточного основания для однозначного решения.

Конец венчает дело

— Отец Владимир, я вижу, у Вас на столе среди прочих лежит книга о Николае II. Каково Ваше личное отношение к нему?

— Я вырос в православной семье и с самого раннего детства знал об этой трагедии. Конечно, всегда относился к царской семье с почитанием. Неоднократно бывал в Екатеринбурге…

Думаю, если отнестись со вниманием, серьезно, то нельзя не почувствовать, не увидеть величие этого подвига и не быть очарованным этими чудными образами — государя, государыни и их детей. Их жизнь была полна трудностей, скорбей, но была прекрасна! В какой строгости воспитывались дети, как они все умели трудиться! Как не любоваться поразительной духовной чистотой великих княжон! Современным молодым людям нужно увидеть жизнь этих царевен, столь они были просты, величественны и прекрасны. За одно только целомудрие можно было их уже канонизировать, за их кротость, скромность, готовность служить, за их любвеобильные сердца и милосердие. Они ведь были очень скромными людьми, непритязательными, никогда не стремились к славе, жили так, как их Бог поставил, в тех условиях, в которые они были поставлены. И во всем отличались удивительной скромностью, послушанием. Никто никогда не слышал, чтобы они проявляли какие-либо страстные черты характера. Наоборот, в них было взращено христианское устроение сердца — мирное, целомудренное. Достаточно даже просто посмотреть фотографии царской семьи, они сами по себе уже являют удивительный внутренний облик — и государя, и государыни, и великих княжон, и царевича Алексея. Дело не только в воспитании, но и в самой их жизни, которая соответствовала их вере, молитве. Они были настоящими православными людьми: как верили, так и жили, как думали, так и поступали. Но есть поговорка: «Конец венчает дело». «В чем застану, в том и сужу» — говорит Священное Писание от лица Бога.

Поэтому царская семья канонизирована не за свою жизнь, очень высокую и прекрасную, но прежде всего — за свою еще более прекрасную смерть. За предсмертные страдания, за то, с какой верой, кротостью и послушанием воле Божией они пошли на эти страдания, — в этом их неповторимое величие.

По материалам сайта:  foma.ru

На фото:

1. Семья Николая II: Александра Федоровна и дети — Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей. 1913 г.

2. Николай Александрович и Александра Федоровна в Крыму. 1910-е гг.

3. Царский поезд, в котором Николай II подписал отречение от престола

4. Комната великих княжон в Ипатьевском доме

5. Подвал дома Ипатьева, Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. здесь был расстрелян вместе с семьей и домочадцами император Николай II

6. Крест на месте строительства храма Державной иконы Божией Матери, монастырь Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. 

7. Икона святых Царственных страстотерпцев

По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора и митрополита Тверского и Кашинского Виктора, в рамках православного историко-патриотического проекта «Великая Россия»,
26.07.2017 Епархия
Выставка «Великорецкий крестный ход глазами молодых» продолжит вою работу - ЕпархияС 22 июня по 22 июля в Доме культуры «Маяк» проходила выставка «Великорецкий крестный ход глазами молодых», организованная Объединенным пресс-центром – победителем Международного гранта «Православная инициатива 2016-2017».
26.07.2017 Епархия
Крестный ход в праздник рождества Николая Чудотворца - ЕпархияПравославная Церковь 11 августа отмечает рождество Николая Чудотворца. В этот день также отмечается перенесение Великорецкой иконы святителя Николая из Вятки в Москву.
25.07.2017 Епархия
В Преображенском женском монастыре города Кирова хранится список иконы преподобного Михаила Малеина, подаренной обители царем Михаилом Федоровичем - ЕпархияВ 1628 г. икона преподобного Михаила Малеина была пожертвована обители царем Михаилом Федоровичем.
25.07.2017 Епархия
Жители Кировской области выстраиваются в очередь к уникальной святыне, исцеляющей от болезней - Кировская правдаВ нашем регионе продолжается путешествие лика и бархатного башмачка святителя Спиридона Тримифунтского.
25.07.2017 Кировская правда
Владыка вручил Архиерейскую грамоту Игорю Васильеву - Кировская правдаМитрополит поблагодарил руководство региона за содействие в проведении Великорецкого крестного хода На торжественное меропритятие руководство Кировской области пригласили в гостевой зал Вятской Епархии.
24.07.2017 Кировская правда
Прихожане храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии приняли участие в крестном ходе в Горохово - Епархия20-21 июля 2017 года в праздник в честь иконы Божией Матери «Казанская» состоялся крестный ход в село Горохово.
24.07.2017 Епархия
В День празднования Казанской иконы Божией матери в Кукарском благочинии состоялся крестный ход - Епархия21 июля, в день явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, в Советске прошел крестный ход от Соборной площади Успенского храма до места строительства Казанско-Богородицкой церкви в заречной части города.
24.07.2017 Епархия
Встреча башмачка Спиридона Тримифунтского в городе Советске - Епархия20 июля состоялось прибытие башмачка Спиридона Тримифунтского в Кукарское благочиние.
24.07.2017 Епархия
Паломничество вятчан в Екатерининский храм села Кичма на День памяти святых Царских страстотерпцев - Епархия17 июля 2017 года по приглашению настоятеля Екатерининского храма села Кичма Кукарского благочиния игумена Тихона (Меркушева) состоялась паломническая поездка в село Кичма в храм великомученицы Екатерины на День памяти с
24.07.2017 Епархия
Церемония принятия воинской присяги в в/ч 23527 - ЕпархияВ субботу, 22 июля 2017 года, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями иерей Александр Коссов принял участие в церемонии принятия присяги новым пополнен
24.07.2017 Епархия
История земли Чепецкой: доска почёта (часть III) - Chepetsk.ruЗвание «Почётный гражданин» носят две дюжины наших земляков. Кто все эти люди, за что их отметили и что они сделали для города?
24.07.2017 Chepetsk.ru
Митрополит Марк совершил молебен в храме преподобного Лазаря Галисийского села Лазарева Уржумского района - ЕпархияСегодня, 22 июля 2017 года, в субботу, Седмицу 7-ю по Пятидесятнице, митрополит Вятский и Слободской Марк,
22.07.2017 Епархия
Христу нужны друзья - ЕпархияПроповедь священника Константина Камышанова на евангельское чтение об исцелении расслабленного  Христу нужны друзья.
21.07.2017 Епархия
Митрополит Марк вручил Архиерейскую грамоту врио губернатора Кировской области Игорю Васильеву - ЕпархияСостоялось торжественное вручение Архиерейских грамот и Благодарственных писем представителям правительства Кировской области за помощь в проведении Всероссийского Великорецкого крестного хода и организации первосветител
21.07.2017 Епархия
Мы должны пробуждать любовь вокруг себя - ЕпархияПроповедь митрополита Сурожского Антония на евангельское чтение об исцелении расслабленного в неделю 6-ю по Пятидесятнице.
20.07.2017 Епархия
21 июля – День празднования Казанской иконы Божией Матери - ЕпархияНа праздник Казанской иконы Божией Матери на Вятке совершается  крестный ход в село Горохово   на Престольный праздник Казанской церкви.
20.07.2017 Епархия
20 июля – память преподобной (благоверной княгини) инокини Евфросинии Московской - ЕпархияПреподобная Евфросиния, в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича, была супругой великого князя Московского Димитрия Донского.
20.07.2017 Епархия
Паломники из Кирова поклонились святыням Великорецкого подворья Трифонова монастыря - ЕпархияСвятыни Великорецкого подворья Трифонова монастыря вновь и вновь привлекают паломников.
20.07.2017 Епархия
Православные кировчане обсуждают появившийся на небе крест - Кировская правдаПользователь соцсетей Роман поделился со своими читателями необычной фотографией.
20.07.2017 Кировская правда
Завершено расследование уголовного дела в отношении жительницы села Мухино, обвиняемой в убийстве своего сожителя и поджоге дома - Следственный комитетЗуевским МСО следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кировской области завершено расследование уголовного дела в отношении жительницы села Мухино Зуевского района.
26.07.2017 Следственный комитет
У жителя Кировской области во время ремонта загорелся автомобиль - Кировская правдаПодробности происшествия сообщили в Отделе надзорной деятельности Кирово-Чепецкого района.
26.07.2017 Кировская правда
/// - Davecha.RuПожар в поселке произошел накануне, 25 июля devyatka.ru Серьезный пожар произошел в поселке Нема накануне, 25 июля.
26.07.2017 Davecha.Ru
В Кирове осудили преступную группу, которая похитила у банка более 68 миллионов рублей - Newsler.Ru
В Кирове осудили преступную группу, которая похитила у банка более 68 миллионов рублей
Суд приговорил организатора группы к 6 годам лишения свободы, а его пособника — к 5 годам 10 месяцам лишения свободы.
Newsler.Ru
Перед судом предстанет житель Лузы, изрубивший топором своих знакомых - Newsler.Ru
Перед судом предстанет житель Лузы, изрубивший топором своих знакомых
Заместитель прокурора Кировской области Александр Гаврилов утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 39 - летнего жителя города Лузы, который обвиняется в двойном убийстве.
Newsler.Ru
В Зуевском районе пенсионерка заживо сожгла своего сожителя из-за того, что тот не давал денег на еду - Newsler.Ru
В Зуевском районе пенсионерка заживо сожгла своего сожителя из-за того, что тот не давал денег на еду
Следователи завершили уголовное дело в отношении 62-летней жительницы села Мухино Зуевского района, которая обвиняется в убийстве своего сожителя и поджоге дома.
Newsler.Ru
Выставка «Великорецкий крестный ход глазами молодых» продолжит вою работу - ЕпархияС 22 июня по 22 июля в Доме культуры «Маяк» проходила выставка «Великорецкий крестный ход глазами молодых», организованная Объединенным пресс-центром – победителем Международного гранта «Православная инициатива 2016-2017».
26.07.2017 Епархия
По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора и митрополита Тверского и Кашинского Виктора, в рамках православного историко-патриотического проекта «Великая Россия»,
26.07.2017 Епархия
Встреча башмачка Спиридона Тримифунтского в городе Советске - Епархия20 июля состоялось прибытие башмачка Спиридона Тримифунтского в Кукарское благочиние.
24.07.2017 Епархия
Жители Кировской области выстраиваются в очередь к уникальной святыне, исцеляющей от болезней - Кировская правда
Жители Кировской области выстраиваются в очередь к уникальной святыне, исцеляющей от болезней
В нашем регионе продолжается путешествие лика и бархатного башмачка святителя Спиридона Тримифунтского.
Кировская правда
Владыка вручил Архиерейскую грамоту Игорю Васильеву - Кировская правда
Владыка вручил Архиерейскую грамоту Игорю Васильеву
Митрополит поблагодарил руководство региона за содействие в проведении Великорецкого крестного хода На торжественное меропритятие руководство Кировской области пригласили в гостевой зал Вятской Епархии.
Кировская правда
Православные кировчане обсуждают появившийся на небе крест - Кировская правда
Православные кировчане обсуждают появившийся на небе крест
Пользователь соцсетей Роман поделился со своими читателями необычной фотографией.
Кировская правда
/// - Davecha.RuИзвестный певец поздравит жителей Восточного с 56-летием поселка kleo.ru В Омутнинский район на день поселка Восточный приедет Вадим Казаченко.
26.07.2017 Davecha.Ru
Кировская семья стала «Многодетной семьей года» - Кировская правдаВсего на конкурсе были представлены пять семей из Кировской области Дружная семья Стефановых из Мурашинского района, воспитывающая пятерых детей, победила в номинации «Многодетная семья».
26.07.2017 Кировская правда
В Кирове появился новый планетарий - Кировская правдаОн будет работать в Вятском палеонтологическом музее. По словам сотрудников учреждения, планетарий мобильный.
26.07.2017 Кировская правда
«Гринландия» – это сила музыки и сила духа! - Newsler.Ru
«Гринландия» – это сила музыки и сила духа!
23 июля в Башарово на живописном берегу реки Быстрицы завершился XXV Всероссийский фестиваль авторской песни «Гринландия», автором и идейным вдохновителем которого долшие годы является депутат Государственной Думы Олег Валенчук.
Newsler.Ru
Празднование юбилея Вадима Афанасьева завершили открытием выставки в Слободском - Кировская правда
Празднование юбилея Вадима Афанасьева завершили открытием выставки в Слободском
Коллекция кукол, афиши спектаклей с его именем, портреты кировского кукольника с начала года экспонировались на различных площадках Кировской области 19 июля известнейший кировский кукольник Вадим Анатольевич Афанасье
Кировская правда
Кумир 1990-х Вадим Казаченко споет на дне вятского поселка - Кировская правда
Кумир 1990-х Вадим Казаченко споет на дне вятского поселка
Певец выступит на дне посёлка Восточный в Кировской области. Мероприятие запланировали на 11 августа.
Кировская правда
/// - Davecha.RuРаботу проведут за счет использования собственных средств застройщика devyatka.ru Кировский аэропорт «Победилово» ждет реконструкция.
26.07.2017 Davecha.Ru
Последняя из профессиональных: вопрос о спонсорстве хоккейного клуба «Родина» ещё не решен - GorodKirov.RuВчера в ряде СМИ появилась информация о найденном для хоккейного клуба спонсоре в лице «Т-Плюс» Как сообщает портал «Bandyvesti» в пресс-службе энерго-компании прокомментировали гипотетическую финансовую помощь «Родин
25.07.2017 GorodKirov.Ru
Кировские прыгуны с трамплина завоевали «серебро» этапа Кубка России - Администрация КироваВоспитанники СДЮСШОР № 3 города Кирова заняли второе место в своих возрастных группах    С 21 по 26 июля в Свердловской области, в городе Нижнем Тагиле проходят 1 и 2 этапы Кубка России по прыжкам на лыжах с трамплина.
25.07.2017 Администрация Кирова
ФОК в Советске: проверено, недочетов нет - Кировская правда
ФОК в Советске: проверено, недочетов нет
Подрядчик устранил все выявленные недочеты. В конце прошлого года г. Советске открыли физкультурно-оздоровительный комплекс, созданный по типовому проекту Минспорта России и отвечающий современным требованиям.
Кировская правда
Автобусы No23 в Кирове временно изменят маршрут - Кировская правда
Автобусы No23 в Кирове временно изменят маршрут
Об этом сообщает Центральная диспетчерская служба областного центра. Так, 23 автобус, на котором кировчане из микрорайона Дружба добираются до центра, а также до юго-западной части через улицы Лепсе, Кольцова, Упита,
Кировская правда
«Родине» помогли деньгами на предстоящий сезон - Newsler.Ru
«Родине» помогли деньгами на предстоящий сезон
Спонсоры перечислили кировскому хоккейному клубу «Родина» 20 млн рублей. Правительство Кировской области и группа «Т Плюс» договорились о поддержке хоккейной команды «Родина», сообщили в пресс-центре областного правительства.
Newsler.Ru
Жителя Кирова приговорили к 6 годам лишения свободы за аферу на 68 млн рублей. - ГТРК ВяткаИстория началась в 2014 году. Житель г. Кирова решил провернуть аферу с кредитами с использованием фиктивных фирм.
26.07.2017 ГТРК Вятка
Кировская Гордума поддержала фруктово-ягодные названия улиц - GorodKirov.RuКак заявил начальник совета по топонимии, таково желание самих жителей города 26 июля 2017 .
26.07.2017 GorodKirov.Ru
Теплосети на перекрестке Воровского-Производственная будут ремонтировать до конца лета - GorodKirov.RuНа данный момент территорию всю раскопали КТК приступили к реконструкции теплосети на перекрестке улиц Воровского и Производственной.
26.07.2017 GorodKirov.Ru
«Центральный рынок» все-таки уйдет с молотка - iKirov.RuНекоторые депутаты гордумы предложили отложить решение по приватизации «Центрального рынка».
26.07.2017 iKirov.Ru
/// - Davecha.RuРаботу проведут за счет использования собственных средств застройщика devyatka.ru Кировский аэропорт «Победилово» ждет реконструкция.
26.07.2017 Davecha.Ru