Воссоздать облик историка Вештомова помогли фотографии людей с фамилией Вечтомов

Воссоздать облик историка Вештомова помогли фотографии людей с фамилией Вечтомов
Воссоздать облик историка Вештомова помогли фотографии людей с фамилией Вечтомов
Фото: kirovpravda.ru

Историю нельзя изучать с середины. Историю необходимо изучать с самых основ…
Эту простую мысль Валерий Иванович Федяев, директор музейно-гостиничного комплекса «Постоялый Двор», не устаёт повторять каждый раз, когда разговор заходит о краеведческих находках или исторических изысканиях. Потому и «проект для души» не мог у него называться иначе, а только так: музей истории Хлынова.

На церемонии открытия этого музея два года назад протоиерей Александр Балыбердин высказал пожелание, чтобы в одном из залов висели портреты всех историков и краеведов, изучавших историю вятского края. Валерий Иванович тут же ответил: «Согласен абсолютно. Но как быть с тем, что начинать надо с Вештомова, а его портрета не существует. Даже описание внешности вряд ли удастся найти…» – «Была бы цель, а результат непременно будет», – уверенно заключил тогда отец Александр.

Эти слова крепко запали в память, и Федяев уже целенаправленно собирал всю информацию, касающуюся жизни первого вятского краеведа и историка Александра Ивановича Вештомова. В итоге был создан не только портрет для музея – на Преображенской улице областного центра в минувшем июне открыли бюст знаменитого земляка.

От рукописи к музею

– Как произошло моё знакомство с трудами Вештомова? Поначалу я издал путеводитель по Хлынову XVII века. К нему прикладывалась карта, где старый Хлынов наложен на современный план города. И любой человек даже без экскурсовода может совершить экскурсию по памятным местам прошлых веков, – рассказывает Валерий Иванович. – Позднее на месте исторических, но не сохранившихся объектов я установил информационные щиты, которые давали картинку этих сооружений и краткое их описание. Но всё же хотелось визуально показать, как выглядел наш город изначально, с чего начиналось его образование. В этот момент мне и попалась на глаза рукопись Александра Ивановича Вештомова «История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества, или с 1181-го по 1781 год», которая была издана в Казани в 1907 году.

Пять раз я пытался читать эту рукопись и пять раз бросал. А всё потому, что слог изложения у автора очень витиеватый, много слов, уже вышедших из употребления. Да и само предложение порой развёрнуто на половину листа: когда дочитаешь его до конца, уже забываешь, о чём говорилось вначале. Поэтому я решил перевести этот исторический труд на современный русский язык: разложил текст на короткие предложения, заменил неизвестные современнику слова. И история образования нашего города раскрылась совершенно в ином виде… В итоге была выпущена книжка «Заселение и освоение русскими земли вятской». И уже на основе этой работы родилась идея создания музея. Так рукопись Александра Вештомова легла в основу концепции будущего музея истории Хлынова.

Портрету – быть!

– Информацию об Александре Ивановиче, жившем на рубеже XVIII–XIX веков, я собирал по крупицам, – продолжает Федяев. – Ездил в Сарапул, в Ижевск, работал в архивах – местных, московских, питерских, обращался к краеведам. И к годовщине музея подготовил книжку «Вештомов. Напоминание из прошлого…». Но описания внешности историка я так и не нашёл. Не было и прямых потомков. Следы последнего прапраправнука, который служил жандармом в селе Кстинино, терялись где-то в семнадцатом году прошлого века. И после тишина. Как же на пустом месте создавать портрет?

И тогда я стал собирать фотографии людей с фамилией Вечтомов и Вештомов. Почему Вечтомов? Потому что когда Александр Иванович переехал в Вятку, его фамилию стали читать по-вятски – Вечтомов. Через букву «ч». И все его потомки уже пошли как Вечтомовы.

Собрав фотоснимки, попробовал на их основе сделать компьютерный вариант лица. Попробовали создать и рисованный портрет…

За это взялся вятский художник Александр Селезенев. Было несколько вариантов, и в конечном итоге остановились на том, который устроил всех. А позднее, когда я познакомился с краеведом Олегом Николаевичем Виноградовым и учёным Евгением Михайловичем Вечтомовым (он не прямой потомок, его предок был братом Александра Ивановича) и увидел последние из сохранившихся фотографий представителей рода Вечтомовых, формы лица на портрете пришлось немного подкорректировать.
Так творчески рождался портрет первого вятского историка и краеведа.

За земляка обидно!

Поразительно, необъяснимо, печально. В Сарапуле, где Вештомов провёл всего десять лет своей жизни, его помнят и чтут несравнимо больше, чем на Вятке, где Александр Иванович прожил большую часть своей жизни и где создал свои монументальные труды по истории и флоре Вятской губернии.

– Признаюсь, меня немного обидело то, что на Вятке всё иначе, – говорит Федяев. – Хотя рукопись по истории вятчан – это только первый его большой труд. Вторая прекрасная работа, которую он издал, – «Вятская флора». И третий труд – статистические данные по Вятской губернии.

Собирая биографические материалы историка, я понял, что память об этом человеке необходимо увековечить.

Хотя бы установить мемориальную доску. Стал искать здание, которое было бы непосредственно связано с жизнью или трудовой деятельностью Вештомова. Первый вариант – бывшее здание присутственных мест на Динамовском проезде, 2. Там одно время находилось народное училище, в котором учёный служил учителем.

Но, к сожалению, здание находится в удалённом месте, где горожане практически не бывают. Повесить там памятную доску – это похоронить имя историка ещё раз…
Вештомов был прихожанином Покровской церкви. Но сейчас на месте храма разбит парк перед Центральной гостиницей, где стоит памятник Трифону Вятскому. Оставался вариант с Богословским кладбищем, где Вештомов был похоронен. Это современная территория ОДНТ и школы № 48. На этом месте и остановились в итоге, всерьёз задумавшись о том, что правильнее будет не доску повесить где-то в округе на стену, а установить как минимум бюст историка.

Бюст на Преображенской…

Одно дело – мемориальная доска, и совсем иное – бюст. И финансовые затраты здесь иные, намного больше. Но Федяев полностью принял все возможные расходы на свой счёт.

– Художник Селезенев выполнил пластилиновый бюст. Сделали предварительную привязку, договорились с администрацией района, – продолжает рассказ Валерий Иванович. – Надо согласовывать вопрос установки с городом. Ведь бюст – это уже категория памятников. А раз памятник – надо получать «добро» от соответствующей комиссии по установке, хранению и сносу памятников на территории города Кирова.
Комиссия выбор места одобрила. Но при этом посоветовали найти для воплощения замысла профессионального скульптора. Договорились с Людмилой Леденцовой.

Пока судь да дело, глава Первомайского района предложил: «А почему бы не поставить бюст Вештомова на Преображенской улице? На месте, куда временно переносили бюст космонавта Савиных. Территория там благоустроена, всё практически готово… Но поначалу я отказывался. А потом подумал: у ОДНТ летом деревья распускаются, сплошная зелень кругом, и бюст увидит очень мало горожан. А место на Преображенской – на виду! И постепенно стал склоняться именно к этому варианту.

И верно: народное училище, в котором служил историк, находилось неподалеку. Жил Вештомов в приходе Покровской церкви, третий дом – тоже где-то рядом. В любом случае этот район города очень тесно связан с жизнью и деятельностью учёного. Поэтому на художественный совет мы уже вышли с новым проектом, с новым бюстом, который, как и постамент, планировалось выполнить с использованием белого цемента и мраморной крошки. Это более экономично. Но на совете прозвучало пожелание: бюст должен быть бронзовым.

Я и сам прекрасно понимал: бронзовый бюст – это на века. Всё остальное – временное…

И снятся лица предков…

Открыли бюст первому вятскому историку и краеведу Александру Вештомову на улице Преображенской 23 июня. И в тот же день уже на территории «Постоялого двора» широко и весело отпраздновали вторую годовщину с начала работы музея истории Хлынова.

Валерий Иванович Федяев на правах гостеприимного хозяина представил собравшимся свой новый проект – коллективный сборник воспоминаний вятчан о своих отцах и матерях, бабушках и дедах под названием «И лица предков продолжают сниться…». Предваряя это солидное издание в 240 страниц небольшим предисловием, он заметил, что в дореволюционной России нормой было знать свои корни до десятого колена, предками гордились, их ставили в пример.

Не случайно и эта книга, выпущенная хранителем памяти Валерием Федяевым, пробуждает в нас чувство уважения к истории рода, своей семьи, своей малой родины.

Как же важно помнить: всё начинается с основы…

Фото автора

 
По теме
Сегодня на театральной площади нашего города сотрудники министерства социального развития Кировской области приняли участие в грандиозной патриотической акции, которая собрала множество кировчан.
К Всемирному Дню почки - КГМУ В 2024 году Всемирный день почки (14 марта) прошел под девизом «Здоровые почки для всех: обеспечение равноправного доступа к оказанию помощи и оптимальной медицинской практике».
КГМУ
На текущей неделе в Ульяновске полномочный представитель Президента РФ в ПФО Игорь Комаров посетил новый реабилитационный центр для участников СВО и встретился с руководителем филиала Государственного фонда поддержки уча
Зуевский район