«Пишите по адресу: вятский кампус…» Правительство Кировской области продолжает удивлять

«Пишите по адресу: вятский кампус…» Правительство Кировской области продолжает удивлять
Фото: vk43.ru

 

«Кирову нужен кампус для студентов», - заявил губернатор Игорь Васильев на недавнем заседании Совета ректоров. Те приняли предложение без энтузиазма. Почему?

 

Вообще обсуждение было посвящено мерам по закреплению молодых специалистов в регионе и дальнейшему повышению его привлекательности для иногородних и иностранных студентов. Только в ВятГУ (Опорном вузе области) учатся студенты из 66 регионов страны и 16 иностранных государств: чернокожую молодёжь на улицах кировчане уже не замечают как родных.

 

Министр образования области Ольга Рысева сообщила, что в этом году миграция выпускников школ из области незначительно превысила прошлогодние показатели. Лидерами по оттоку потенциальных абитуриентов стали Санчурский, Вятскополянский и Яранский районы.

 

- Из общего числа выпускников 47% поступили в вузы Кировской области, 28% уехали получать образование в вузах других регионов, - отметила Ольга Николаевна. Причины тому разные, но факт в том, что область теряет молодёжь. Возвращаются немногие.

 

Игорь Васильев предположил, что у Кирова есть все шансы стать образовательным центром для приезжих. Главное - создать комфортные условия обучения и проживания для студентов.

 

- Чем образованнее человек, тем больше он предъявляет требований не только к своему окружению, но и к условиям проживания, обучения. Как вы считаете, где приятнее жить - в общежитии или в кампусе? В кампусе, естественно, удобнее. Это комфортные условия для жизни студентов, для их обучения, для занятия спортом, общения. В кампусе могут жить студенты абсолютно разных вузов. Нам необходимо продумать возможности создания такого кампуса в нашем городе, потому что он может стать хорошей точкой притяжения для иногородних студентов, - высказал идею Игорь Владимирович. Мол, неплохо бы таким крутым киров­ским вузам объединиться и совместными усилиями построить студенческий городок. А зампред правительства области Дмитрий Курдюмов добавил, что с этой инициативой надо выйти и реализовать её в рамках национального проекта «Образование».

 

- Сейчас идёт процесс формирования региональных программ. С 10 сентября начался третий этап, который должен подойти к концу 28 сентября. К этому времени федеральные органы исполнительной власти должны доработать федеральные проекты с учетом региональных составляющих, - пояснил Курдюмов.

 

О чём речь?

В свое время программу строительства студенческих кампусов предлагал ввести президент Владимир Путин. Как правило, под этим названием понимают комплекс зданий, расположенных на одной территории и за­крепленных за вузом: студенческий или институтский (университетский, академический) городок. Со времен СССР на территории большинства российских студгородков размещается лишь стандартный набор зданий: общежития, столовая, иногда учебные и научные корпуса, спорткомплекс и зона отдыха, лаборатория, библиотека...

 

Зарубежные студенческие кампусы имеют очень развитую инфраструктуру. Здесь кроме вышеназванного может находиться музей, студенческий театр, часовня, магазинчики, дискотеки, кафе и бары. Студенты могут найти работу на территории кампуса, а полиция (по крайней мере, так было раньше) может заходить только с ведома его администрации. По сути, это кластерные комплексы, расположенные на обособленной территории, которая принадлежит одной организации либо вузу. Характерная черта кампусов - шаговая доступность и пешеходное передвижение по ним.

 

Идея строительства университетских кампусов становится популярной и в России. Например, построенный недавно кампус Московской школы управления «Сколково» представляет собой уникальное сооружение, соединяющее несколько корпусов. Благодаря необычной проектировке в любой из них можно попасть не выходя на улицу. Здесь есть лекционные залы, аудитории, несколько кафе и ресторанов, библиотека, большой спортивный комплекс, гостиница, коттеджный городок для преподавателей.

 

Кампус Сибирского федерального университета был образован в 2006 году путём объединения четырёх крупнейших вузов города Красноярск и занимает 650 гектаров. Он включает в себя учебные корпусы, здание библиотеки с хранилищами на три миллиона томов, спортивный комплекс, конгресс-холл, общежития для студентов, служебное жильё для преподавателей, гостиницы, кинокомплекс и магазины. В нём размещаются здания нескольких институтов: космических и информационных технологий, гуманитарного, филологии и языковой коммуникации, градостроительства и региональной экономики. Перечень образовательных программ огромный - от физико-математических наук до дизайна.

 

Подобные более или менее крупные кампусы имеют Уральский, Приволжский, Северо-Восточный и Дальневосточный (занимает о. Русский) федеральные университеты. В мае заявлено, что международный студенческий кампус площадью 20 га планируется построить на площадке в Пермском крае, где обучаются более 1600 иностранных студентов из 52 стран.

 

Найти место можно...

Итак, кампус - это обособленный многофункциональный комплекс при одном или нескольких учебных заведениях, который действительно способен стать центром научного и культурного притяжения. Где такое можно создать в Кирове?

 

Вообще принято размещать кампусы в рекреационной или лесопарковой зоне, однако встречаются и другие принципы расположения в городской планировке. Размещение учебно-педагогического комплекса на периферии города имеет ряд преимуществ и допускает рост территории. Однако все мы понимаем, что и денег это требует куда больших - на дороги, тепловые и электрические сети, строительство. Ныне действующие учебные корпуса ВятГУ и других вузов в центре города всё равно будут выполнять свои функции, даже если построить новые. Ездить туда каждый день с окраины - нагрузка на общественный транспорт и кошельки студентов. Да и какой уж это кампус? Скорее, резервация. Впрочем, строят же региональные власти промпарки в чистом поле!

 

Допустим, в Чижах уже есть готовый комплекс учебных зданий университета и колледжа ВятГУ, но застраивать там обособленную территорию под кампус практически негде. Кругом пока люди живут - не выселишь же.

 

Более перспективной выглядит территория студенческого городка ВятГУ. Там и улицы подходящие названия носят: Ломоносова, Студенческий проезд. Однако площадь тоже невелика для удовлетворения потребностей нескольких вузов, и о какой-то обособленности среди жилых домов говорить также не приходится.

 

Зато рядом 29 гектаров огороженной территории бывшего КВАТУ, с прошлого года переданной Министерством обороны в областную собственность. За исключением исторического участка бывшей духовной семинарии: его получила Вятская епархия.

 

Разговоры о застройке территории ведутся не первый год. Однако движения нет. Учебные корпуса разрушаются, охраняются из рук вон плохо (на крышах не раз видели подростков), дальнейшая судьба участка земли практически в центре города неизвестна.

 

Ровно год назад губернатор Игорь Васильев предположил, что на пустующей территории возможно создание инвестиционной площадки. Однако уже 31 октября, едва вступив в должность главы горадминистрации, Илья Шульгин заявил на заседании гордумы, что территорию бывшего КВАТУ застроят жилыми домами. По его словам, там уже планируется построить новый самодостаточный микрорайон с необходимой социальной инфраструктурой и объектами бизнеса. Однако уж год прошёл, а копать не начали, хотя ходят слухи об обмене участка земли на проданный компании «Киров­спецмонтаж» у парка Победы?

 

Может, стоит воспользоваться задержкой застройки для создания кампуса, пока не начались необратимые изменения? Отдать городу старые общаги под социальные нужды и построить новые, красивые, по современным требованиям?

 

...но сделать сложно

В большинстве кировских вузов воздержались комментировать предложение губернатора: мол, это всё пока на уровне идеи, говорить, по существу, не о чем. И.о. ректора Кировского государственного медуниверситета Лев Железнов сообщил «ВК», что всецело поддерживает инициативу правительства области о создании единого межвузовского кампуса в г. Кирове, который привлечет в регион российских и иностранных студентов. Сейчас только в этом вузе обучается 51 студент из Азербайджана, Белоруссии, Вьетнама, Демократической Республики Конго, Зимбабве, Казахстана, Молдовы, Нигерии, Судана, Таджикистана, Туниса, Туркменистана, Уганды, Узбекистана и Украины.

 

- Создание комфортных условий для проживания, развитая инфраструктура и совместное проживание студентов вузов города позволят в будущем реализовывать проекты различной направленности - социальные, экономические, научные, патриотические, волонтерские и другие. Однако работа по созданию университетского городка требует согласования соответствующих министерств, в ведомстве которых находятся вузы области, а также решения вопросов финансирования данного проекта, - считает ректор.

 

Проректор Вятской государственной сельхозакадемии Виталий Лиханов также первым делом отметил, что у всех вузов разные учредители: минсельхоз, минздрав, минобразования... Кто будет собственником объектов?

 

- Идея, наверное, неплохая, но отдалённая не на один год, - поделился он мнением. - Если делать кампус одного Опорного университета - это одно. Там один учредитель и финансирование. А несколько… Межведомственные барьеры никуда не делись. Вопрос глубокий, серьёзный, требует долгой проработки.

 

По поводу площадки для кампуса Виталий Анатольевич тоже выразил сомнение:

 

- Если на окраине города делать, то сразу встают вопросы транспортной инфраструктуры, как студенты будут добираться… Если строить в сторону Красной горки и Бахты, то там сейчас постоянные пробки. Если в стороне Чистых Прудов, то сколько там уж мост строится? Не факт, что он сильно разгрузит при интенсивном движении. КВАТУ? Ну, давайте посчитаем, сколько там стоит квадратный метр для строительства? Тысяч пятьдесят? Что именно там надо строить? Насколько я знаю, там были не общежития, а казармы, которые никак не соответствуют новым требованиям к вновь сдаваемым студенческим общежитиям. Это пахнет многомиллиардными денежными инвестициями. Кто даст? Хотя если всерьёз задаться целью…

 

Конечно, целью задаться несложно. Но оправдывает ли она средства? Кировчане прекрасно знают, насколько остро в городе стоит проблема нехватки новых детских садов и школ. Многократно острее, чем необходимость для учащихся вариться в собственном соку студенческого бытия. Что уж говорить про другие острые проблемы нашего небогатого региона! Похоже, правительству стоит подумать над другими способами, как удержать молодых кировчан.

 

Игорь НЕЛЮБИН.

 

 
По теме
Власти региона поддержали идею президента по созданию кампуса На днях в Вятском государственном университете прошло рабочее заседание Совета ректоров вузов Кировской области с участием губернатора региона Игоря Василь
В год лечение в Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят более 1500 детей - Департамент здравоохранения В подразделении Детского диагностического центра – Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят оздоровление и реабилитацию маленькие пациенты с заболеваниями различных органов и систем, в том числе органов дыхания,
Департамент здравоохранения
Ежегодно 27 марта отмечается Международный День нефролога. Этот профессиональный праздник был учрежден для привлечения внимания к проблемам, связанным с работой почек, просвещения общества о сопутствующих заболеваниях,
Научная медицинская библиотека
Участников проекта «Конев – Маршал Победы» посвятили в юные экскурсоводы - Kirov.Online Мероприятие прошло в торжественной обстановке в музее Маршала в присутствии ветеранов Ленинского района и старших экскурсоводов ДДТ «Вдохновение» Музей Маршала Конева, дважды Героя Советского Союза, нашего земляка,
Kirov.Online
Сплочённость - главное в команде - Вятский край   В центре «Патриот» провели областные соревнования по туармингу, посвящённые подвигу первой манёвренной воздушно-десантной бригады, которая в 1942 году была заброшена в немецкий тыл.
Вятский край
1 - Нолинская ЦБС литературный час 27 марта в школе г. Нолинска в рамках клуба "Верные друзья" состоялся литературный час «По тропе Паустовского», с учащимися 3 "а", 3 "г" и 3 "д" классов (классные руководители Бурдина Т.Г., Рухлядева С.А.,
Нолинская ЦБС