В Вятском художественном музее проходит выставка работ художников-авангардистов «Революция в искусстве»
Уникальности ей добавляет не только то, что здесь можно увидеть картины выдающихся представителей русского авангарда, но также то, что эти произведения до последнего времени хранились в фондах музея и не были доступны широкой публике.
В частности, это относится и к знаменитой работе Александра Родченко «Чёрное на чёрном». Это ранняя работа автора, которая относится к периоду его увлечения супрематизмом Казимира Малевича. Из-за этого увлечения некоторые недоброжелатели (в том числе из его современников) называли Родченко «эпигоном» автора «Чёрного квадрата». В целом же на выставке знаменитый художник, считающийся родоначальником современного дизайна, представлен очень широко.
В отличие от Родченко творчество Давида Бурлюка и Михаила Ларионова представлено единичными ранними работами. Но сами авторы не могут не вызывать интереса у публики. Давид Бурлюк – «отец» футуризма, один из подписантов манифеста «Пощёчина общественному вкусу» и старший товарищ Владимира Маяковского. Фигура эпатажная и неоднозначная. Приняв Октябрьскую революцию, в первые годы после неё гастролировал вместе с Маяковским по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. Эмигрировал сначала в Японию, а потом в США, но и там развил активность в просоветски ориентированных группах, даже написал поэму к 10-летию революции. Впоследствии неоднократно посещал СССР, но умер в эмиграции.
Михаил Ларионов – основатель неформального объединения художников «Бубновый валет» и собственного направления в живописи, которое называл «лучизмом». В годы Первой мировой войны уехал в Париж, где прославился сотрудничеством с труппой Сергея Дягилева.
Интерес к творчеству этих художников достаточно высок, а аудитория ценителей расширяется. Косвенным подтверждением тому служит высокая рыночная стоимость их работ, продаваемых на ведущих мировых аукционных площадках. Так, например, в 2016 году картина Василия Кандинского «Жёсткий и гибкий» была продана на лондонском аукционе «Сотбис» за рекордную сумму – свыше 23 млн. долларов. Это сопоставимо с оценкой работ Матисса и Пикассо. Или взять картину Александра Родченко «Конструкция № 95» (её вариант с другим названием есть на выставке). За неё покупатель на «Сотбис» выложил 4,5 млн. долларов.
И хотя искусствоведы не любят говорить о рыночной стоимости выставляемых работ, но сам факт такой аукционной цены уже должен привлечь внимание зрителей, особенно в наш меркантильный век.
Фото: Tv-gubernia.ru
Сергей Смолин