С каждым днем все чаще приходится слышать восклицания кировчан: «Опять открывается торговый центр! И зачем нам столько торговых площадей? Лучше бы производили, а то продают одно и то же». Для примера можно взять ТЦ «Лето», который на днях открылся напротив железнодорожного вокзала. Дело в том, что у некоторых возникают опасения, что на все ТЦ просто не найдется арендаторов.
Но при этом каждому кировчанину хочется видеть свой город красивым: с новыми зданиями, эффектной подсветкой и соответствующей инфраструктурой. А этого без инвесторов не добиться.
Сейчас мнения экспертов сходятся в одном. Торговых площадей в Кирове будет все больше. От этой тенденции не уйти.
Ничего удивительного в этом нет. Сейчас стратегия развития как девелоперов, так и ритейлеров одна: идти в регионы.
Ставка на ритейлеров
Ранее эти крупные компании развивались преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Однако там просторов для них уже не осталось. Пришлось обратить внимание на остальную часть России. Особую роль сыграло еще и то, что власти Москвы больше не выдают девелоперам разрешения на строительство. Как оказалось, выход из столиц у всех один.
Впрочем, кировские специалисты утверждают, что в нашем городе торговых площадей не так и много. По сравнению с общероссийскими показателями его оценивают как низкий. Поэтому есть куда расти и куда строить. Остается надеяться, что будущие стройки не заполонят все «зеленые» уголки города.
«Уровень насыщенности торговыми площадями в нашем городе все еще оценивается статистиками как низкий по сравнению в общероссийским уровнем. Несмотря на то, что ежегодно открываются новые торговые центры, недостаток качественных торговых площадей приводит к тому, что они не отвечают требованиям современного ритейла. В последнее время открытость региона для федеральных инвесторов повысилась, соответственно, будут появляться новые торговые площади, что в свою очередь усилит конкуренцию и заставит владельцев местных торговых центров повышать свой уровень развития», - уверена Наталья Петухова, начальник отдела маркетинга компании «Вятка-ЭКО» .
Прямая дорога в регион
Ритейлерам ничего не остается, как устремиться в регионы. Такая тенденция прослеживается во всех торговых сетях. Например, за последнее время в Кировскую области уже пришли Х5, МЕТРО, «Магнит».
Не исключено, что в ближайшем будущем ритейлерских магазинов станет еще больше. Причем не только в Кирове, но и во всей области. Ведь компании заявляют, что готовы идти в города, где численность превышает всего 3 тысячи человек.
«Естественно, мы анализируем платежеспособность населения нового для себя города прежде всего за счет изучения экономической ситуации на градообразующих промышленных предприятиях, а также по уровню конкуренции. Однако сейчас лучше быть в небольшом городе, но выйти первым и занять доминирующую позицию», – поясняет Римма Ремизова, руководитель дирекции по связям с общественностью Группы «Вестер».
Соответственно, за ритейлерами пойдут и девелоперы. Ведь ритейлеру нужны торговые площади в большом объеме, чего в Кирове, откровенно скажем, не хватает.
Между тем, региональные власти только приветствуют приход федералов. Во-первых, повышается доступность товаров. Во-вторых, идет привлечение инвестиций в регион, создание новых рабочих мест и, конечно, налоги в бюджет. Собственно говоря, ритейлеров к регионам подталкивает и Закон «О торговле». Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС), Минпромторг, Минэкономразвития и Минсельхоз подготовили поправки к закону.
Напомним, что планка для торговых сетей была определена долей в 25 %. Однако как рассчитать эту долю законодатели не рассказали. Так что каждый рассчитывал ее сам для себя. Нет ничего удивительного, что у каждой компании доля на рынке не превысила заветной цифры в 25%.
После принятия поправок торговые сети лишат возможности за счет новых приобретений увеличивать свою долю на местных рынках свыше 25