Конкурс на звание лучшего директора школы России не так известен, как премия «Учитель года», однако эксперты от образования считают его более честным и правильным, нежели учительский, который является стопроцентно государственным и в чем-то управляемым и ангажированным. Поэтому конкурс «Лучший директор года» - эдакая альтернатива гософициозу, и с каждым годом он становится все популярнее.
В конкурсе «Директор года-2013» за победу боролись 705 руководителей образовательных учреждений из 77 регионов России. В итоге до финала дошли тридцать человек из 24 регионов страны. В первом туре, где отсеялось более 95% участников, конкурсанты всего-навсего писали эссе о своей школе, о проблемах, о каких-то своих находках, планах, мыслях. С этим на первый взгляд простым заданием не справилось большинство соискателей почетного звания: эссе нужно было написать профессионально, но без излишней научности. А это, к слову, главная проблема многих умных людей в разных сферах, включая образовательную.
Сейчас финалисты съезжаются в Москву, где с 26 по 28 ноября будут лично доказывать высокому жюри свою революционность и желание совершить переворот в образовательной системе в отдельно взятой школе. В числе жюри – финалисты прошлых лет, заслуженные и народные учителя (к примеру, постоянный автор «МК», московский учитель Евгений Ямбург), члены Общественной Палаты РФ и представители крупнейших вузов.
Анатолий Каспржак, директор департамента образовательных программ Института образования НИУ Высшая школа экономики, каждый год участвует в жюри и очень высоко оценивает значимость этого конкурса, отдавая ему предпочтение перед раскрученной премией «Учитель года»:
- У меня огромное уважение ко всем финалистам конкурса, поскольку я всегда лично наблюдаю за этими людьми — неравнодушными и болеющими за свои школы вообще и за нашу систему образования в частности. Директорский конкурс проводится уже четвертый год, и сейчас он прочно встал на крыло и приобрел серьезный авторитет в педагогическом и директорском сообществе страны. Дело в том, что всем известный «Учитель года» проводится государством и носит сильный политический оттенок – вкладываются большие деньги, главный приз вручает Президент и т.д.… А наш конкурс запустила издательская компания, много лет выпускающая журнал «Директор школы», помогает ему не аппарат Президента, а Общественная Палата и заслуженные люди из образовательной среды, учителя и директора, - поэтому он абсолютно чистый по судейству. Скажем, ни у кого не было сомнений, что в год 850-летия Москвы на конкурсе «Учитель года» победит столичный педагог – несмотря на то, что это ставило под сомнение объективность выбора победителя. А в конкурсе «Директор года» подобного быть не может – и это тот плюс, которые перекрывает некоторые его минусы – меньшую «раскрученность», более скромное финансирование... А вообще сегодня именно директор, на мой взгляд, является ключевой фигурой, которая определяет лицо школьного образования. Роль учителя огромна, но его политику определяет директор, и конечная ответственность за работу школы лежит в первую очередь на нем!