Мастерица, дочь мастерицы

Фото: kirovpravda.ru

60 лет отработала в дымковском промысле Нина Петровна Борнякова. И уже более двадцати лет её дочь – Евгения Георгиевна Белых. 80 лет общего стажа – серьёзное по нашим временам достижение.

…Царь-рыбу до неё никто не лепил. Утверждаю это со всей ответственностью. Сколько дымковской игрушки пересмотрел в последние годы – и на выставках, и в альбомах, нет и не было ничего подобного. А тут засиделись как-то за неспешным разговором в мастерской Евгении Белых, открыли в откровении свои литературные пристрастия – у меня прозаик Астафьев, у нее – поэт Есенин. Я и вспомнил между делом о знаменитом романе русского писателя. И пожелание невольное высказал: слепить бы эту заветную астафьевскую царь-рыбу в традициях нашего дымковского промысла. Да так слепить, чтобы всем на радость, на восхищение.

Долго ли, коротко ли прошло с той поры, только в нашу новую встречу сняла Евгения Георгиевна тряпочку-покрывалку с игрушки, стоящей на обочинке своего рабочего стола. И предстала передо мной во всей рукотворной прелести изящная глиняная композиция: приземистый рыбачок в бушлатике и неизменной тельняшке поддерживает осевшую на мощный хвост и ослепляющую взгляд золотой чешуёй чудо-рыбу весьма основательного размера – практически с человеческий рост.

Ай, красота, ай, загляденье!

Памятный тот образец сохранить бы, конечно, следовало. Но не сдержался – отправил в подарок дымковскую царь-рыбу в город Чусовой Пермского края, в музей Астафьева, основанный на месте бывшего колбасного завода, где Виктор Петрович на ночном дежурстве написал свой первый рассказ. За первой игрушкой скоро последовали вторая, третья, пятая, десятая – на Урал, в Сибирь, на Алтай, на Псковщину. И сегодня царь-рыба с Вятки мастерицы Евгении Белых украшает коллекции многих отечественных литераторов, выставлена на почётные полочки крупных российских библиотек.

Есть такая заветная игрушка и в моей домашней коллекции. А по соседству с ней устремилась в светлую даль лихая тройка рысаков, запряжённых в воздушные розвальни. А в санях этих лёгких распахнул горячий полушубок, развернул во все мехи весёлую хромку золотокудрый красавец Есенин.

Голова – ноги

Детские воспоминания Евгении Белых скромные, ломкие, обрывочные… Помнятся дымковские мастерские на улице Труда, где маме выделили для проживания семьи маленькую комнатушку на первом этаже. А мама – уже состоявшаяся мастерица Нина Петровна Борнякова из знаменитого осеннего набора 1958 года. А ещё садик-пятидневка, где она рисовала и уже что-то пыталась лепить. Кукольный театр, детские праздники и новогодние ёлки в Доме художника, где всё всегда броско, ярко, шумно… И любимая кукла – очаровательная кудрявая блондинка импортного происхождения, привезённая мамой из столичной командировки. И чуть позже художественная школа, куда, оценив её натюрморты, Женю взяли сразу во второй класс. И, конечно, спортивные увлечения: коньки на Филейке, бассейн у филармонии…

– Хорошую подготовку Женя получила еще до «художки», – вспоминает Нина Петровна. – Она же практически выросла в моей мастерской. Когда приходила ко мне на работу, я выдавала ей листы: не альбомные – побольше форматом. И краски. Она смело этими красками пользовалась… А знаете, что рисовала? Не поверите. Голова – ноги, голова – ноги! Спрашиваю однажды: «Ты почему так рисуешь? Всё-таки у человека есть ещё и туловище…» А она одно: «А зачем оно? Не понимаю…» И было ей тогда годика четыре. Потом сложнее сюжеты пошли. Целые замки. Королевы там всякие, принцессы…

В январе семьдесят второго в областной газете «Кировская правда» вышла публикация «Мир глазами детей». В ней художник Потехин, представляя выставку детского творчества, открывшуюся в Выставочном зале художественного музея, в частности, писал: «Детское творчество очаровывает чистотой чувств, непосредственностью, радостью цветовых гармоний, своеобразной восторженностью. Очень хорошо сказал на эту тему Ушинский: «Дети мыслят формами, красками, звуками, ощущением вообще…» Несколько работ четырёхлетней Жени Борняковой зритель найдет в экспозиции, но особенно интересна детской смелостью, цветовым восторгом её работа «Самолётом хорошо, а на олене лучше»…
Эта заметка хранится в семье мастерицы до сих пор.

Что лепим? Поросенка!..

В три-четыре года она впервые взяла в руки глину. Что лепила? В основном птичек. Для ребёнка это, пожалуй, самый доступный образ. Понятный и простой. И особо объяснять ничего не надо – это клювик, это глазки, это крылышко. Всё ясно. Только по цвету можно что-либо подсказать. Хотя и здесь Евгения соображала сама. И игрушки после обжига тоже расписывала самостоятельно. Потом их благополучно раздаривали знакомым…

Впрочем, становиться дымковской мастерицей девушка не загадывала, хотя рисовала всегда с удовольствием. И «художку» с радостью посещала. Но после школы решила учиться на модельера-конструктора одежды.

Однако скоро поняла эта профессия не для нее. В итоге окончила педучилище, работала в детском саду воспитателем. Пока не начались серьёзные проблемы с выплатой зарплаты.

– Был Год поросенка: все активно лепили поросят, – рассказывает Нина Петровна. – И Женя придёт ко мне, а я советую: «Давай начинай… Лепи поросят». А тогда экскурсий много ходило. И даже мастерицы сами проводили экскурсии. И предлагали недорого купить игрушки. И Женя сколько налепит – мы все продадим. Дёшево, конечно, но хоть на проезд заработаем… Вот с этих поросят она и начала осваивать промысел. И смело лепила, поскольку особого орнамента там нет. Оборок тоже нет. Вроде нечего мудрить-то… Ну а потом и петушки пошли, и другие птички-зверушки… Неофициально работала – поэтому, как правило, не на целый день приходила, часа на два, на три. Так потихоньку и втянулась. И когда подкопили мы игрушечек изрядное количество, я Надежде Петровне Трухиной, председателю правления, подсказала: «Давайте покажем Женю художественному совету. Пожалуй, она готова работать самостоятельно…» Надежда не возражала. И художественный совет вынес решение: Женя может переходить в мастерицы. Её оформили, но она поработала только месяца два-три и ушла в декрет. И опять на три года выпала…

Руки мастерицы

Зашёл разговор о том, какие руки должны быть у мастерицы дымковской игрушки.

– Сильные, крепкие… – с ходу ответила Нина Петровна.

– Крепкие в каком смысле? – переспросила Евгения Георгиевна. – Вот я про себя скажу. Я считала, что у меня очень слабые руки. И когда занималась спортом, никогда не могла ничего бросать или метать – только бегала и прыгала. А метание… Вот гранату брошу – каких-нибудь пять метров результат. Может, конечно, и техники не хватало… И в нашем деле сила в чем-то ином. Не только нужна, чтобы глину месить…

– Вы же в основном кистями рук работаете?

– Ну естественно, – соглашается Борнякова. – Но и вся рука тоже задействована. Потому что мы поначалу сами и глину месим… Труда физического у нас много. Вот сейчас надо игрушку в обжиг тащить. Потом из обжига обратно. Или навести побелку. Это тоже физических сил требует. А раньше, когда только пришла в промысел, нам приходилось порошковые краски разводить. Вот и сидишь, растираешь порошок, растираешь. Потом ждёшь, пока он растворится. Так что кропотливого, упорного труда достаточно. Но надо и усидчивость иметь. Только при большом желании и из любви к промыслу можно настоящей мастерицей стать… Вот и Женя знала, что ей придётся долго дотягиваться до мастерства. Хотя и начинала рядом со мной.

– А ваши педагогические требования – они какие?

– У меня больше на самостоятельности всё построено. Я никому ни одной игрушки сама не поправила. Только показываю. И если ученица не может слепить – я ей не поправлю. Пусть сама добивается правильной формы, с первых дней вырабатывает свой стиль. А то прибегут: тюк-тюк… тяп-ляп… Нет, так дело не пойдет – добивайтесь сами… К сожалению, сейчас многие озабочены тем, как заработать деньги. А Женя, она к этому не стремилась, поскольку муж все-таки обеспечивал неплохо. И она делала не много игрушек, но все время старалась улучшать качество. И колорит свой выбрать, чтобы немножко от моего отличался. Или спросит моё мнение, мой совет, но сделает всё равно по-своему…

Зачем придумывать колесо?

В дымковский промысел Евгения Белых пришла в 1995 году. До неё лет пять никого в ученицы не брали. Да и после тоже получился продолжительный простой. Так что целое десятилетие в плане ученичества, можно признать, выпало.

– Посадила меня мама перед собой в мастерской – всё, давай работай, – вспоминает Евгения Георгиевна. – А мастерская была большая – там сейчас у нас правление. Но я ещё какое-то время могла свободно прийти – уйти. Убежать с работы в любое время, сына куда-то отвезти. Для меня же всегда была важна семья. Пока я училась, на меня никто особого внимания не обращал. Ходи, как хочешь. Но с подачи мамы постепенно привыкла, мне всё стало нравиться…

Помнит она прекрасно и первых глиняных поросят. Среди них были даже голубые хрюши. Забавно, конечно, но смотрелось красиво.

– А есть игрушки, которые вы лепили и лепите с удовольствием, и они ближе сердцу? А другие, напротив, просто в силу необходимости?

– Любишь не любишь, но всё равно лепишь, если нужно. Хотя у меня и не было такого: не люблю и не буду. Вот зайцы – они у меня не сразу пошли. И до сих пор я их редко леплю. Львов тоже. Хотя не скажу, что к теме животных прохладное отношение. Мне нравятся любые лошадки, олени, козлы – все на ножках. Нравятся небольшие индючки на одной ступочке, как мы говорим. Барыни нравятся, у них большое разнообразие. Вот водоноска – чаще всего в кокошнике её лепим. И с караваями сейчас модно. Прежние старушки-мастерицы с караваем барынь меньше лепили. Или нянечки разные… Последняя у меня нянечка – около неё восемь детей. Но больше по душе вариант с учительницей – эту творческую работу я у мамы переняла.

– Опишите её.

– Это классическая барыня, но мы ее называем учительницей, потому что с книгой ее лепим. И вокруг дети, которые могут стоять с портфельчиками. Или с рюкзачками – лепятся такие сумочки. А ещё я лепила – все детишки стоят с цветами. Вроде как первоклассники… Или сама учительница может стоять с цветами, что ей надарили, а вокруг неё детки. И чем больше размер барыни, тем больше число ребятишек…
Впрочем, сегодня от покупателя многое зависит – мы же крепко завязаны на продажу… Пришел человек зимой – ему и хочется игрушку на зимнюю тему. А слепи летом зимнюю тройку – она долго может на прилавке простоять… Так что летом лучше летнее. Вот я колодцы люблю лепить – условное название: встреча у колодца. Мама показала – и у меня возникла привязанность к определённым сюжетам. Зачем изобретать колесо, когда оно уже придумано?

И Карабас, и папа Карло…

Семья для нее всегда была на первом месте. И пока дети были маленькие, никуда особенно не ездила, ни на какие выставки. И на работах сидела более простых. Творчества – минимум.

– Когда я пришла в промысел, в нем работало много мастериц старшего поколения, – вспоминает Евгения Георгиевна. – И все они творили. На них и было обращено основное внимание. А что сейчас? Ситуация абсолютно иная. Остались мы (возраст 50-55 лет) и 20-, 30-летние. И между нами никого нет, полный разрыв. Поэтому мы и пытаемся научить новичков всему и сразу. И побыстрей. Творчеству в том числе… Впрочем, иногда думаешь: да ну его, это творчество! Это же сложно, каждый раз что-то придумывать. А так никаких забот. Но чем больше работаешь – тем отчётливее понимаешь: творчество – это занимательно.

На групповую выставку «Зимние забавы», первую в своей практике, Белых по совету матери слепила ледяную горку. С нее и медведь катился, и собачка. И всякое разное малое зверьё. И за всем этим весёлым действом наблюдала Снегурочка, стоящая на олене… Потом во вкус вошла – слепила карусель. Хотя сомневалась очень: получится – не получится. Карусель же мало кто лепит. Но Нина Петровна подбодрила: «Давай делай…» Она и сделала. Посмотрела у старых мастериц, поизучала мамины работы… Лошадки, олени, козлики, бараны сидят, ребятишки катаются. Всё равно её в детскую тематику тянуло. Видимо, оттого, что у самой дети росли. Потом подумала, что и зимой на карусели катаются. И посадила всех на саночки. Приодела в шапки, шарфики и платки. А летом вместо сидений ракеты пошли.

– Когда в нашем музее очередная выставка готовилась, сказочную тему решили обыграть. Хотя все сказки вроде, леплены-перелеплены. А у меня одна карусель в голове… – улыбается Евгения Георгиевна. – И ещё сказка про Золотой ключик. Но театр лепить – зачем? Пусть все персонажи на карусели катаются. Буратино с книжкой поехал у меня на петухе, Мальвина на пуделе Артамоне… И Карабас-Барабас там был, сидел в кресле с бородой, и папа Карло стоял с шарманкой… Еще хотела лису Алису изобразить, и кота Базилио. Но для них уже времени не хватило…

А вот тролля лепить она напрочь отказалась. Знакомый однажды попросил, мол, его приятель фигурки троллей собирает. Они на пару с мамой и просвещали этого знакомого, что тролль – существо страшное, нехорошее, человеку враждебное. Зачем подобное безобразие дома держать – непонятно. Вот Бабу-ягу – ещё куда ни шло.
Бабку-ёжку Евгения Георгиева слепить готова. Но только добрую…

Фото автора

 
По теме
Мария. ФМ Нападающий «Зенита» изображен в своей фирменной позе — отдающий честь болельщикам Как сообщает сайт «Мария FМ»,   мастерицы Дымково создали фигурку одного из самых известных футболистов России Артема Дзюбы.
18.08.2018
 
Набор в ученичество уже открыт. Автор: Юлия Василик Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» открывает набор в ученичество по специальности «Мастерица дымковской игрушки».
13.08.2018
Мероприятия по воспитательной работе на кафедре внутренних болезней Кировского ГМУ фото 1 - КГМА 7 сентября 2018 года в студенты 4 курса педиатрического факультета посетили музыкально-поэтический вечер, посвященный Серебряному веку русской поэзии, «Среди миров в мерцании светил...»,
25.09.2018
 
Н. В. Пересторонин «Некалендарная весна» - Библиотека им. А. И. Герцена 19 сентября в литературной гостиной состоялась презентация книги Николая Васильевича Пересторонина «Некалендарная весна» (Киров, 2018).
25.09.2018
 
Михаила Ивановича Пикова можно отнести к числу малых вятчан, недостаточно известных широкой публике художников Вятки.
25.09.2018
Завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего сотрудника министерства здравоохранения Кировской области - Следственный комитет Вторым отделом по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кировской области завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего сотрудника министерст
24.09.2018 Следственный комитет
Н. В. Пересторонин «Некалендарная весна» - Библиотека им. А. И. Герцена 19 сентября в литературной гостиной состоялась презентация книги Николая Васильевича Пересторонина «Некалендарная весна» (Киров, 2018).
25.09.2018 Библиотека им. А. И. Герцена
Как прошёл турнир по греко-римской борьбе? - Chepetsk.ru На прошлой неделе в СК «Янтарь» был настоящий ажиотаж. На соревнования по греко-римской борьбе на призы компании «Уралхим» собрались больше 350 борцов их 24 городов страны: Москва, Московская область, Пермь, Ижевск, Воткинск,
24.09.2018 Chepetsk.ru
Сотрудник следственного управления наградил победителей областного турнира по дзюдо - Следственный комитет В минувшие выходные в городе Котельнич прошел традиционный VII Открытый Областной турнир по дзюдо среди юношей и девушек, посвященный памяти Воинов-котельничан.
25.09.2018 Следственный комитет
 «УРАЛХИМ» продолжает поддержку детского спорта в Кирово-Чепецке           При поддержке филиала «КЧХК» АО «ОХК «УРАЛХИМ» в Кирово-Чепецке прошли детские и юношеские турниры по дзюдо и греко-римской борьбе.
24.09.2018 Вятский край
Пятнадцатого cентября на стадионе города состоялся Всероссийский день бега «Кросс нации-2018», в котором приняли участие семейные команды, ветераны труда, учащиеся школ, профессиональных учебных заведений,
20.09.2018 Котельничский вестник
ККС построят в Кирове «ливневку» - Vkirove.Ru В сентябре «Кировские коммунальные системы» приступили к строительству ливневой канализации, которая будет располагаться в микрорайоне Урванцево.
25.09.2018 Vkirove.Ru
Минпромторг России поддержал проект промышленного кластера биотехнологий Кировской области - Правительство области Совместный проект участников кластера по созданию генно-инженерной вакцины получит субсидиарную поддержку Минпромторга России Комиссия при Минпромторге России по отбору совместных проектов участников промышленных клас
25.09.2018 Правительство области
Киров подключают к теплу - Bnkirov.Ru В Кирове стартует отопительный сезон, глава администрации города Илья Шульгин подписал соответствующее постановление.
25.09.2018 Bnkirov.Ru
Администрация города Котельнича приняла постановление о начале отопительного осенне-зимнего периода 2018/2019 годов с 26 сентября.
25.09.2018 Kotelnich.Info