Между двух Америк

Фото: bnkirov.ru

Эта страна – не мечта туриста. Ее нельзя назвать необычайно красивой и интересной. Но есть в ней то, что привлекает и завораживает. Панама – это настоящий край света. Она разделяет два континента – Южную и Северную Америку. И уже только одно это заставляет взглянуть на нее по-другому.

Столица Панамы – Панама. Главный сувенир из Панамы – панама. Главная достопримечательность Панамы – Панамский канал. Кажется, все очень просто. Но в этом городе так много контрастов, как, наверное, ни в каком другом.
Так, несмотря на то, что ты прилетаешь в Центральную Америку, тебя встречает вполне приличный европейский аэропорт. На паспортном контроле, правда, в обязательном порядке берут отпечатки пальцев. С обеих рук. По дороге в центр города ты попадаешь в трущобы и заросли кустов. Где же те небоскребы, которые ты видел, когда кружил над городом на самолете? И вдруг…. Из этой зелени вырастают огромные каменные джунгли из высоких небоскребов, закрывающих друг друга и весь белый свет, появляются широкие дороги, модерновые развязки, множество машин, метро, торговые центры, банки, людская суета. «Да здесь как в Майами», - замечает моя подруга, недавно посетившая эту курортную столицу США.
Не хватает, разве что, легендарных американских пляжей. На береговой линии Тихого океана, где расположилась Панама, есть лишь набережная. К слову, и сам океан выглядит здесь весьма грустно – повсюду гавани для кораблей, в которых, к тому же, в данное время, еще и нет воды (она, судя по всему, спущена). Красивых видов крайне мало. И к самой воде нам пришлось пробираться явно незаконным образом – через заграждения. Но когда они останавливали русских туристов?
К счастью, более приятной картиной можно было насладиться в районе старого города. Такой присутствует почти в каждой столице  Центральной Америки. Испанцы настроили их в свое время в большом количестве, когда присваивали себе данные земли в качестве колоний. Старый город Каско Вьехо в Панаме был заложен в 1517 году. Он стал первым населенным пунктом Центральной Америки, созданным в европейском стиле. Сейчас он входит в список наследия ЮНЕСКО и активно восстанавливается. И это пока не играет ему на руку. Старый город выглядит совсем как новый – вылизанный, выкрашенный, блестящий. Разве что те здания, которые еще ждут своей очереди и глядят только одной фронтальной стеной без стекол на улицу, и нравятся любителям старины. Мостовая же совсем современная, церковь выбеленная, а внутри нее уже стоят модные сейчас электронные свечи: 2 евро – и зажигается огонек. Конечно, это более рационально. Но как же традиции?

Возникает вопрос: откуда у государства бедной Центральной Америки  взялись деньги на реконструкцию старого города и строительство новых небоскребов? Во-первых, Панама – это одна из самых известных оффшорных зон. Да, именно здесь любой желающий может легко зарегистрировать свою фирму и платить низкие налоги. Большое их количество и способствует экономическому росту этой маленькой страны. Во-вторых – примерно треть бюджета страны составляет прибыль от Панамского канала. Но о нем чуть позже.
Все эти доходы, как это часто бывает, никак не сказываются на кармане обычного жителя страны. Так, средняя зарплата в Панаме составляет от 600 до 1000 долларов. При этом, если вам необходимо снять жилье, придется раскошелиться на 500 долларов в месяц. Покупка же недвижимости обойдется минимум в 100 тысяч долларов. Цена может доходить и до 800 тысяч (основная валюта в Панаме – доллары). В основном люди здесь работают в сфере строительства и торговли. Огромный небоскреб может быть построен за очень короткий срок – всего за 2 месяца. Богатыми же в стране население считает только политиков (кажется, где-то все точно также). Цены в центре города вполне европейские – за доллар можно купить разве что хлеб. Даже туристические магнитики стоят в среднем 4 доллара.
Но это не касается трущоб, которыми окружена Панама. Часть из них все еще весьма нецивилизованна и даже опасна. Таксист, который вез нас на Панамский канал через такой район, сказал, что белому туристу здесь делать нечего – могут убить. Правда, полиция в таких случаях работает очень активно и сразу пресекает попытки европейцев зайти в подобные районы.
Сегодня в Панаме много венесуэльских беженцев. Там, как известно, идет война, и люди оттуда в большом количестве переселяются на берег океана в Панаму. Снимают одно жилье на несколько семей, пытаются заработать. Они, как и другие жители с низким уровнем образования, не чураются никакой деятельности: продают овощи и фрукты, жонглируют прямо на дорогах, просят деньги у туристов за простое фото.

Только в конце нашего путешествия мы добрались до главного пункта назначения этой страны – Панамского канала. Для тех, кто не знал, или забыл, вся информация о данном сооружении найдется в Википедии. Напомню лишь в двух словах. Панамский канал – это один из крупнейших и сложнейших строительных проектов, когда-либо осуществленных человеком. Мысль о его возведении возникла еще в XVI веке. Началась же великая стройка только в XIX веке – с развитием торговли. Канал разъединяет Южную и Северную Америку и позволяет судам, стремящимся попасть из Атлантического океана в Тихий или обратно, сэкономить деньги и время и не огибать всю Южную Америку. Первое судно прошло по каналу в 1914 году, а официальное его открытие состоялось в 1920 году. До 1999 году Панамский канал контролировался США и только недавно был передан правительству Панамы. Сейчас это госучреждение. И туристический объект.

Туристам предлагают самые разные варианты просмотра канала – на вертолете, корабле, пешком. Но самый дешевый способ – приехать туда самому на такси (благо оно в Панаме не дорогое – мы заплатили 10 долларов примерно за 20 км пути из центра города) и купить билет (15 долларов). Сделав все это, вы попадаете на смотровую площадку. Конечно, кроме вас там еще сотни туристов и чтобы увидеть то, что происходит внизу, надо пробиваться через толпу. Нам повезло – за тот час, что мы были на канале, его проходил огромный танкер (в среднем на пересечение канала у корабля уходит 4-9 часов).  К слову, максимальная пропускная способность сооружения – 48 судов в сутки, а стоимость прохода зависит от размера судна.
Поначалу зрелище кажется совсем не увлекательным: несколько железных тяжелых машин тащат корабль через узкий проход, наполненный грязной водой. Самое главное место канала, на самом деле, очень маленькое (его ширина всего 150 метров) – помещается в один кадр. Но когда осознаешь весь масштаб происходящего, когда вспоминаешь, что стоишь на одном краю материка, а видишь другой, представляешь сколько людей погибло, чтобы построить данное сооружение (только официально – 25 тысяч человек) и что ради этого сегодня практически все судостроительные заводы мира подгоняют под канал размеры кораблей (есть даже специально принятый термин - панамакс), сердце замирает. Как и от всей Панамы. Это происходит не сразу. А когда, например, понимаешь, что только в этой стране ты можешь быть в двух Америках сразу, или ты можешь попробовать рыбу одновременно из двух океанов. Здесь же можно за пять минут попасть из трущоб к небоскребам, купить вышивку индейцев куна и одеться по последней моде. Панама – это уже не Центральная Америка и еще не цивилизованная западная страна. Это страна контрастов. И это настоящий край света.

  Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru

 
По теме
Об этом сообщили в соцсети Как сообщил подписчик паблика «Злой Кировчанин» один из новых фонарных столбов, недавно установленных в Кочуровском парке упал.
20.07.2018
 
Автор: Дмитрий Вахрушев Об этом сообщили в соцсети Как сообщил подписчик паблика «Злой Кировчанин» один из новых фонарных столбов, недавно установленных в Кочуровском парке упал.
20.07.2018
Кировчане сами принялись ограждать роллерную трассу на Филейке после несчастных случаев - GorodKirov.Ru Автор: Михаил Пентин По словам спортсменов, каждую неделю на трассе калечатся пешеходы Об этом нашей редакции интернет-портала «Город Киров.RU» сообщил местный житель Алексей Кузьминых.
20.07.2018
 
Эксперт ООО "Кран Сервис" признан виновным в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего выполнения своих должностных обязанностей - Следственный комитет Собранные следственными органами Следственного комитета России по Кировской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора эксперту ООО «Кран Сервис».
20.07.2018 Следственный комитет
Воссоздать облик историка Вештомова помогли фотографии людей с фамилией Вечтомов - Кировская правда Историю нельзя изучать с середины. Историю необходимо изучать с самых основ… Эту простую мысль Валерий Иванович Федяев, директор музейно-гостиничного комплекса «Постоялый Двор», не устаёт повторять каждый раз,
20.07.2018 Кировская правда
Портреты… в подарок художественному музею - Кировская правда В выставочном зале Вятского художественного музея имени братьев Васнецовых открылась выставка «Портреты Игоря Румянцева: в поисках героев», посвящённая памяти художника, ушедшего из жизни в июле прошлого года.
20.07.2018 Кировская правда
…Ты не смотри на лапти свысока, Прервав с досадой умную беседу. Такие лапти многие века Носили наши бабушки и деды… Такими словами открылся в субботу традиционный праздник народных умельцев,
17.07.2018 Кировская правда
Как известно, Чемпионат мира по футболу, одно из главных событий в мировом спорте, в 2018 году принимала Россия.
19.07.2018 Котельничский вестник
Эксперт ООО "Кран Сервис" признан виновным в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего выполнения своих должностных обязанностей - Следственный комитет Собранные следственными органами Следственного комитета России по Кировской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора эксперту ООО «Кран Сервис».
20.07.2018 Следственный комитет
Управлением Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике (далее – Управление) в первом полугодии проведено 1058 контрольно-надзорных мероприятий.
20.07.2018 Россельхознадзор