Митрополит Антоний Сурожский: Об исповеди

Выше я говорил о покаянии и только коснулся вопроса исповеди. Но исповедь настолько важный вопрос, что я хочу на нем остановиться подробнее. Исповедь бывает двоякая: бывает личная, частная исповедь, когда человек подходит к священнику и открывает в его присутствии свою душу Богу; бывает общая исповедь, когда люди сходятся большой или малой толпой и священник произносит за всех, включая и себя самого, исповедь.

Я хочу остановиться на частной исповеди и обратить ваше внимание на следующее: человек исповедуется Богу. В поучении, которое священник произносит пред исповедью каждого человека, говорится: «Се, чадо, Христос невидимо стоит пред тобою, приемля исповедание твое. Я же только свидетель» . И это надо помнить, потому что мы исповедуемся не священнику и не он является нашим судьей. Я бы сказал больше: даже Христос не является в этот момент нашим Судьей, а является сострадающим нашим Спасителем. Это очень, очень важно.

Когда мы приходим на исповедь, мы находимся в присутствии свидетеля. Но что это за свидетель? Какова его роль? Свидетели бывают различные. Вот случилась авария на дороге. Какой-то человек стоял при дороге и увидел, что случилось. Его спрашивают: «Что произошло?» Ему совершенно все равно, кто прав, кто виноват. Он просто говорит, что он видел своими глазами. Есть другой род свидетеля. На суде один свидетельствует против подсудимого, а другой свидетельствует в его пользу. Так и священник. Он стоит перед Христом и говорит:

— Господи, прими его, потому что он к Тебе пришел в покаянии. Прими его. Если мне его жалко, то, конечно, и Тебе его жалко, даже больше, чем мне. Я его спасти не могу. Я могу с ним чем-то поделиться, в чем-то помочь, но Ты можешь его преобразить.

Есть третий род свидетеля. Во время заключения брака самого близкого человека приглашают быть свидетелем. Им является тот, который в Евангелии назван другом жениха. Можно было бы сказать, что в нашей практике он также и друг невесты. Человек, близкий жениху и невесте, может разделить с ними самым полным образом радость преображающей встречи, соединяющей чудо. Священник занимает именно такое положение. Он друг жениха. Он друг Христов, который кающегося приводит к жениху – Христу. Он тот, кто так глубоко связан любовью с кающимся, что готов с ним разделить его трагедию и привести ко спасению. Под трагедией я подразумеваю что-то очень, очень серьезное. Мне вспоминается один подвижник, которого однажды спросили:

— Каким это образом бывает, что каждый человек, который к тебе приходит и рассказывает о своем житье-бытье, даже без чувства покаяния и сожаления, вдруг становится охвачен ужасом перед тем, каким он является грешником? Он начинает каяться, исповедоваться, плакать и меняться.

Этот подвижник сказал замечательную вещь:

— Когда человек ко мне приходит со своим грехом, я этот грех воспринимаю как свой, потому что этот человек и я — едины. И те грехи, которые он совершил действием, я непременно совершил мыслью, или желанием, или поползновением. И поэтому я переживаю его исповедь как свою собственную. Я иду ступенька за ступенькой в глубины его мрака. Когда я дохожу до самой глубины, я связываю его душу со своей и каюсь всеми силами своей души в грехах, которые он исповедует и которые я признаю за свои. Он тогда становится охвачен моим покаянием и не может не каяться. Он выходит освобожденным, а я по-новому каюсь в своих грехах, потому что мы с ним едины сострадательной любовью.

Это предельный пример того, как священник может подойти к покаянию любого человека, как он может быть другом Жениха, как он может быть тем, кто приводит кающегося ко спасению. Священник для этого должен научиться сострадать, научиться чувствовать и сознавать себя единым с кающимся. Произнося слова разрешительной молитвы, он предваряет их поучением, что тоже требует честности и внимания.

Иногда бывает, что во время исповеди священнику явно, как бы от Бога, от Духа Святого, открывается то, что он должен сказать кающемуся. Ему может показаться, что это не относится к делу, но он должен послушаться этого голоса Божия и произнести эти слова, сказать то, что Бог положил ему на душу, на сердце и на ум. Если он так поступит даже в тот момент, когда это как будто не относится к исповеди, которую принес кающийся, он скажет то, что кающемуся нужно. Иногда у священника нет чувства, что его слова — от Бога. У апостола Павла это тоже было. В своих посланиях он не единожды об этом рассказывает: «Это я вам говорю именем Божиим, именем Христовым, а это — я вам говорю от себя. Это не отсебятина, это то, что я познал из своего личного опыта, и я с тобой поделюсь этим опытом, опытом моей греховности, моего покаяния и того, чему меня научили другие люди, которые чище и достойнее меня». А бывает так, что и этого священник не может сказать. Тогда он может сказать то, что он вычитал у святых отцов или вычитал в Священном Писании. Он может тебе это предложить, ты это прими во внимание, задумайся, и, может быть, через эти слова Божественного Писания тебе Бог скажет то, что он не мог сказать.

А иногда честный священник должен сказать следующее:

— Я всей душой болел с тобой во время твоей исповеди, но сказать тебе на нее ничего не могу.

У нас есть пример этого в лице св. Амвросия Оптинского, к которому два раза приходили люди и открывали свою душу, свою нужду и который три дня их держал без ответа. Когда на третий день в обоих случаях (это были различные случаи, они не вместе приходили) к нему пришли за советом, он сказал:

— Что я могу ответить? Три дня я молил Божию Матерь меня просветить и дать мне ответ. Она молчит. Как же я могу говорить без Ее благодати?

В частной, личной исповеди человек должен прийти и свою душу изливать. Не смотреть в книжку и не повторять слова других. Он должен поставить перед собой вопрос: если бы я стал перед лицом Христа Спасителя и перед лицом всех людей, которые меня знают, что бы явилось предметом стыда для меня, что я не мог открыть с готовностью перед всеми, потому что слишком было бы страшно от того, что меня увидят таким, каким я себя вижу? Вот в чем надо исповедоваться. Поставь себе вопрос: если моя жена, мои дети, самый мой близкий друг, мои сослуживцы знали бы обо мне то или другое, было бы мне стыдно или нет? Если стыдно — исповедуй. Если то или другое было бы мне стыдно открыть Богу, Который и без того это знает, но от Которого я стараюсь это спрятать, мне было бы страшно? Было бы страшно. Открой это Богу, потому что в тот момент, когда ты это откроешь, все, что ставится в свет, делается светом. Тогда ты можешь исповедоваться и произносить свою исповедь, а не трафаретную, чужую, пустую, бессмысленную.

Особенно, когда речь идет о детях, надо помнить, что детям нельзя навязывать исповедь, которая не является их исповедью. Им нельзя говорить: «Ты запомни, что ты меня рассердил таким-то образом, что ты поступил неправо таким-то образом, вот покайся в этом». Надо дать ребенку стать перед Богом, как перед другом, и с ним поделиться всей своей жизнью и душой, своей болью о родителях, даже тем, как он ее иногда тяжело переживает.

Я коротко скажу об общей исповеди. Общая исповедь может произноситься по-разному. Обыкновенно она произносится так: собирается народ, священник говорит какую-нибудь вступительную проповедь и затем, как по книге, произносит наибольшее число грехов, которое он ожидает услышать от присутствующих. Эти грехи могут быть формальными, например: невычитывание утренних и вечерних молитв, невычитывание канонов, несоблюдение поста. Это все формально. Это неформально в том смысле, что перечисленные грехи могут быть реальными для каких-то людей, — может быть, даже для священника. Но это не обязательно реальные грехи данных людей. Реальные грехи бывают иными.

Я вам расскажу, как я провожу общую исповедь. Она у нас происходит четыре раза в году. Перед общей исповедью я провожу две беседы, которые направлены на понимание того, чем является исповедь, чем является грех, чем является Божия правда, чем является жизнь во Христе. Каждая из этих бесед длится три четверти часа. Все собравшиеся сначала сидят, слушают, затем наступает получасовое молчание, в течение которого каждый должен продумать то, что он слышал; продумать свою греховность; посмотреть на свою душу.

А потом бывает общая исповедь: мы собираемся в середине церкви, я надеваю епитрахиль, перед нами Евангелие, и обыкновенно я читаю покаянный канон Господу Иисусу Христу. Под влиянием этого канона я произношу вслух свою собственную исповедь не о формальностях, а о том, в чем меня попрекает моя совесть и что открывает передо мной читаемый мной канон. Каждый раз исповедь бывает разная, потому что слова этого канона всякий раз меня обличают по иному, в другом. Я каюсь перед всеми людьми, называю вещи своими именами не для того, чтобы они меня потом упрекали конкретно в том или ином грехе, а чтобы каждый грех был раскрыт перед ними как мой собственный. Если я не чувствую, произнося эту исповедь, что я истинно кающийся, то и это произношу в качестве исповеди. «Прости меня, Господи. Вот я произнес эти слова, но они до моей души не дошли» .

Эта исповедь обыкновенно длится три четверти часа, или полчаса, или сорок минут в зависимости от того, что я могу поисповедовать перед людьми. Одновременно со мной люди исповедуются молча, а иногда как бы вслух говорят: «Да, Господи. Прости меня, Господи. И я в этом виноват» . Это является моей личной исповедью, и, к сожалению, я настолько греховен и настолько похож на каждого, находящегося при этом действии, что мои слова раскрывают перед людьми их собственную греховность. После этого мы молимся; читаем часть покаянного канона; читаем молитвы перед Святым Причащением: не все, а избранные, которые относятся к тому, о чем я говорил и как я исповедовался. Затем все встают на колени, и я произношу общую разрешительную молитву, чтобы каждый, кто считает нужным подойти и отдельно рассказать о том или другом грехе, мог бы это свободно сделать. Я на опыте знаю, что такая исповедь учит людей произносить частную исповедь. Я знаю многих людей, которые мне говорили, что они не знают, с чем прийти на исповедь, что они согрешили против множества заповедей Христовых, сделали очень много дурного, но не могут собрать это в покаянную исповедь.

А после такой исповеди, общей, люди приходят ко мне и говорят, что они теперь знают, как надо исповедовать свою собственную душу, что они этому научились, опираясь на молитвы Церкви, на покаянный канон, на то, как я сам в их присутствии исповедовал свою душу и на чувства других людей, которые эту же самую исповедь воспринимали как свою. Поэтому после общей разрешительной молитвы люди, которые считают, что они должны что-то частным образом, отдельно поисповедовать, подходят и исповедуют. Я думаю, что это очень важно: общая исповедь становится уроком того, как исповедоваться лично.

Ко мне иногда приходят люди, которые вычитывают мне длинный список грехов, какие я уже знаю, потому что у меня те же самые списки есть. Я их останавливаю.

— Ты не свои исповедуешь грехи, — говорю я им, — ты исповедуешь грехи, которые можно найти в Номоканоне или в молитвенниках. Мне нужна твоя исповедь, вернее, Христу нужно твое личное покаяние, а не общее трафаретное покаяние. Ты не чувствуешь, что ты осужден Богом на вечную муку из-за того, что ты не вычитывал вечерних молитв, или не читал канона, или не постился.

Иногда бывает так: человек старается поститься, потом срывается и чувствует, что он осквернил весь свой пост и ничего не остается от его подвига. На самом деле все совершенно не так, Бог иными глазами на него смотрит. Это я могу разъяснить одним примером из своей собственной жизни. Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед. И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить. Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал:

— Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может.

Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми. Да, я съел кусочек этой курицы, но я его съел для того, чтобы не огорчить людей. Я ее съел не как скверну какую-то, а как дар человеческой любви. Я помню место в книгах отца Александра Шмемана, где он говорит, что все на свете есть не что иное, как Божия любовь. И даже пища, какую мы вкушаем, является Божественной любовью, которая стала съедобной…

По материалам сайта  «Православие и мир» 

 
По теме
В Никольском храме Трифонова монастыря прошла общая исповедь духовенства Вятской Епархии - Епархия По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка 15 марта 2018 года в Никольской надвратной церкви Свято-Успенского Трифонова монастыря города Кирова состоялась общая исповедь для всех клириков Вятской Епархии.
15.03.2018
Уважаемые мусульмане! - Администрация г. Вятские Поляны От всей души поздравляю вас с одним из главных мусульманских праздников – Курбан-байрамом!
21.08.2018
 
 
21 августа – престольный праздник Зосимо-Савватьевской церкви села Коршик - Епархия В день памяти святых Зосима и Савватия Соловецких Чудотворцев, 21 августа 2018 года, в 8.00 начнется праздничная Божественная литургия в Зосимо-Савватьевской церкви села Коршик Нижнеивкинского благочиния.
20.08.2018
В селе Шешурга Тужинского района Вятской Митрополии установлен поклонный крест - Епархия Нынешним летом – 1 июня 2018 года – в селе Шешурга Тужинского района у стен Флоро-Лаврского храма было совершено первое за 80 лет богослужение – панихида по духовенству, которое здесь служило.
20.08.2018
 
Епископ Можайский Леонид: «Мы пришли в монастырь, чтобы общаться с Богом, и эту цель надо воплощать в жизнь» - Епархия 14 июля 2018 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви наместником Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь был назначен епископ Уржумский и Омутнинский Леонид.
20.08.2018
Престольный праздник отметили в Преображенском женском монастыре - Епархия Сегодня, 19 августа 2018 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Преображенском женском монастыре города Кирова состоялись Божественная литургия, Крестный ход и освящение плодов.
19.08.2018
В Котельничском районе по факту смерти мужчины возбуждено уголовное дело - Следственный комитет Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Кировской области возбуждено уголовное дело по факту обнаружения тела мужчины около одного из домов на станции Ежиха Котельничского района по признака
20.08.2018 Следственный комитет
Автор: Михаил Пентин Молодой человек получил ножевое ранение во время вооруженного нападения бандитов в Шали По информации паблика «Место происшествия», 20 августа в городе Шали,
21.08.2018 GorodKirov.Ru
26-летний Константин Вотинцев был ранен во время службы в городе Шали. Фото: vk.com 20 августа в чеченском городе Шали два человека, вооруженные ножами, проникли на территорию Шалинского ОМВД и напали на полицейских,
21.08.2018 Newsler.Ru
Незнакомцы заявили, что на женщине порча, и они смогут ее снять. 67-летняя жительница деревни Большая Шабанка Малмыжского района стала очередной жертвой лже-целителей.
20.08.2018 Newsler.Ru
21 августа – престольный праздник Зосимо-Савватьевской церкви села Коршик - Епархия В день памяти святых Зосима и Савватия Соловецких Чудотворцев, 21 августа 2018 года, в 8.00 начнется праздничная Божественная литургия в Зосимо-Савватьевской церкви села Коршик Нижнеивкинского благочиния.
20.08.2018 Епархия
В Удмуртии состоялось прославление выпускника Вятской Духовной семинарии священномученика Николая Чернышева и его дочери мученицы Варвары - Епархия 19 августа, в день праздника Преображения Господня, в Воткинске состоялось историческое событие в жизни всей Удмуртской митрополии.
21.08.2018 Епархия
Уважаемые мусульмане! - Администрация г. Вятские Поляны От всей души поздравляю вас с одним из главных мусульманских праздников – Курбан-байрамом!
21.08.2018 Администрация г. Вятские Поляны
  15 июля на территории Серафимовского собора города Кирова состоялось открытие и освящение памятника семье последнего российского императора, расстрелянной по решению Уралсовета в Екатеринбурге 100 лет назад.
23.07.2018 Вятский край
В Кирове пройдет киномарафон - Кировский городской портал Кировнет.ру Источник фото: - В Кирове пройдет киномарафон, на котором зрители смогут одними из первых в России увидеть сразу несколько новых фильмов.
20.08.2018 Кировский городской портал Кировнет.ру
9 сентября 2018 года открывается запись на программу "100 дневный воркаут" - Министерство культуры 100-дневный воркаут - это бесплатная онлайновая образовательная программа для тех, кто только начинает свои тренировки или возвращается к занятиям после долгого перерыва или травм.
21.08.2018 Министерство культуры
Любители книг и чтения смогут бесплатно пополнить свои домашние библиотеки, выбрав понравившуюся книгу для себя и своих детей.
21.08.2018 Министерство культуры
14 мая 1897 года в павильоне сада имени В. Жуковского («Аполло») заезжий гастролёр устроил первый в Вятке киносеанс, который сопровождался звуками «графофона» (усовершенствованного фонографа).
17.08.2018 Кировская правда
60 лет отработала в дымковском промысле Нина Петровна Борнякова. И уже более двадцати лет её дочь – Евгения Георгиевна Белых.
17.08.2018 Кировская правда
В рамках Спартакиады 2018 года «Ветераны «Динамо» - МЧС На стадионе Вятского учебно-тренировочного комплекса «Прометей» прошло лично-командное первенство областного совета «Динамо» по лёгкой атлетике среди ветеранов коллективов физической культуры органов безопасности и правопорядка.
21.08.2018 МЧС
На старт марафона приглашаются… - Кировская правда 9 сентября в рамках проекта «Вятские холмы» в областном центре пройдёт забег на марафонскую дистанцию 42 км 195 метров.
21.08.2018 Кировская правда
В манеже «Вересники» состоялась встреча министра спорта и молодёжной политики Кировской области Георгия Барминова и его заместителя Анны Альминовой с представителями легкоатлетической общественности региона.
17.08.2018 Кировская правда
День Государственного флага Российской Федерации - ВГСА Приглашаем принять участие в гражданско-патриотической акции, посвященной Дню Государственного флага Российской Федерации, которая состоится 22 августа 2018 года в 17:30 на Театральной площади города Кирова.
21.08.2018 ВГСА
Фонд капремонта перенес сроки капитальных работ не только без учета мнения жильцов, но даже не поставив их в известность об изменении времени ремонта.
20.08.2018 Newsler.Ru