«Вся надежда, упование и утешение в Боге»

В дни Великого поста предлагаем вниманию наших читателей беседу с настоятелем храма в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла города Кирово-Чепецка иереем Алексеем Бордзеловским.

«Слава Богу, пришло осознание, что следует посещать храм и жить по заповедям»

- Отец Алексей, расскажите о Вашем пути к вере? Как происходило Ваше воцерковление?

- Как многие жители нашей страны, принял Святое Крещение в 90-х годах двадцатого столетия. Бабушка тогда сказала, что нужно нам всем: и родителям, и мне пойти покреститься. В городе (детство мое проходило в г. Алдане) не было храма, и все происходило на крытом стадионе, крестил сам Владыка. Хоть я и пошел тогда с родителями, но креститься не захотел, ушел и сидел на скамейке рядом с дедушкой. Спустя год, уже перед школой, задал вопрос родителям: «Когда вы меня будете крестить?» До сих пор помню, как меня окрестили. Уже появился молитвенный дом, была купель для полного погружения, после Крещения батюшка ввел в Алтарь… Как происходило воцерковление? Как у большинства, сначала просто покрестились, то есть, Таинство Крещения приняли, но в храм не ходили. Слава Богу, пришло осознание, что следует посещать храм и жить по заповедям. Стали посещать службы всей семьей, с сестрой начали ходить в Воскресную школу. Вот так начинался мой путь к Богу.

- Почему Вы решили стать священником?

- В 2001 году стал помогать в Алтаре на богослужениях, и со временем появилось желание стать священником, потому что полюбил храм и церковные службы. А к окончанию школы получил благословение от духовника поступать в духовное училище. Закончил Якутское духовное училище, потом три года отучился в Хабаровской семинарии, а закончил образование в Нижегородской семинарии, поскольку к тому времени переехал в Вятку.

- Вы в молодом возрасте приняли священный сан, насколько изменился уклад жизни и мировоззрение в связи с этим?

- Мировоззрение к моменту принятия сана уже было религиозным. Уклад жизни стал семейным. Духовные заведения готовят будущего пастыря: участие в службах, ранние подъемы, поездки в монастырь на неделю, чтобы потрудиться и прочие занятия для духовного возрастания дают свой результат. В разных епархиях мне довелось наблюдать, как священники служат, как несут послушание, таким образом накапливался опыт, который теперь уже применяю в своей жизни.

- Расскажите, как проходит день священнослужителя, в частности, сейчас, в Великий пост?

- День начинается с молитвы еще дома. Затем еду в храм на службу или по делам священного служения – это может быть выполнение треб либо решение вопросов, связанных с жизнью прихода, восстановительными работами в храме, а также занятия в Вятском духовном училище, где преподаю. В Великий пост – служб становится больше. В первую неделю поста, к примеру, в храмах по вечерам читается покаянный канон Андрея Критского. Свободное время провожу дома с семьей. Заканчивается день также молитвой.

- Вы родом из Якутии. Можете ли отметить некоторые особенности проповедования Православия в Якутии?

- Особенность проповедования Православия в Якутии состоит в том, что нужно нести проповедь на родном для местного населения языке, то есть на якутском. Со времен святителя Иннокентия Московского (1797 –1879 годы жизни) начинались переводы Священного Писания, других церковных текстов на русский язык, и по сей день священники, когда ездят в миссионерские поездки по отдаленным районам, то стараются, по возможности, читать некоторые тексты на якутском языке. Когда я учился в Якутске в духовном училище, у нас преподавался якутский язык. На службах некоторые песнопения также стараются исполнять на родном языке местного населения. В целом в Якутии православные храмы также, как и везде по России, сильно пострадали за период советской власти. В Якутске сохранилось всего четыре храма: Никольский, Спасо-Преображенский, храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (где сейчас располагается Якутская духовная семинария) и Троицкий собор. Все они переданы в церковную собственность и сейчас идет восстановление Троицкого собора. Однако старинных церквей сохранилось очень мало, в основном храмы молодые – построенные в 1990-е, 2000-е годы. К сожалению, пережитки язычества сохраняются там и по сей день (шаманы, кормление огня, праздник Ысыах).

- Как Вы оказались на Вятке? И о том, как Вы породнились с Вятской землей.

- Еще будучи студентом в Хабаровске нес послушание иподиаконом Владыки Марка. И в 2011 году, когда Владыку должны были перевести в Вятку, принял решение последовать с ним. Владыка одобрил, благословил. Так, я переехал на Вятскую землю. Породнился с Вятской землей, когда женился (матушка у меня вятская), здесь два сына родились. Хотя для меня эти края и были родными, поскольку корни по маминой родне у меня вятские – родственники в Вахрушах живут, дедушка с Шабалинского района.

- Вы строгий папа?

- Строгий, но по делу. Считаю, что сыновей нужно держать в строгости, чтобы не сформировался у них капризный характер. Мужчину нужно в строгости воспитывать.

- Остается ли время на отдых, занимают ли место в Вашей жизни какие-либо хобби, увлечения?

- Спортом занимался в школьные годы. Сейчас же свободное время с детьми провожу. Вместе играем, рисуем. Иногда успеваю что-либо почитать из литературы. Последнее из прочитанного – книга Виктора Николаева, которая называется «Безотцовщина». Книга о трудных подростках. Автор православный, бывший офицер, служил в Афгане, произведения у него на серьезные темы.

- Отец Алексей, расскажите о жизни прихода в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла города Кирово-Чепецка, в котором Вы служите?

- Приход у нас довольно молодой – с 2004 года образован. Стоит цель создать при приходе православный молодежный центр города Кирово-Чепецка. Здание, где сейчас действует храм, включает три этажа, и хотелось бы организовать классы для воскресной школы, кинолекторий, где можно будет собираться с прихожанами посмотреть и обсудить фильм, можно подумать и над оборудованием спортивного зала, чтобы привлекать молодежь. Молодые люди не должны бояться церкви, напротив, нужно, чтобы тянулись к жизни прихода. Медленно, но дела продвигаются. Сейчас в этом году стоит серьезная задача – газ подвести. Нужны немалые средства, чтобы наш храм развивался. Сейчас при храме действует воскресная школа для взрослых. Каждое воскресенье прихожане собираются, мы с ними изучаем различные церковные и богословские предметы – курс рассчитан на пять лет. Школьники и студенты пока наполняют храм перед сдачей экзаменов.

«Храм – место, где обитает Бог, а молитва – это общение, разговор с Богом. Вне церкви нет спасения»

- Почему человеку важно посещать богослужения в храме?

- Храм – место, где обитает Бог, а молитва – это общение, разговор с Богом. Вне церкви нет спасения, поэтому важно участвовать в церковной жизни, не просто посещать храм, а исповедоваться и причащаться. Господь дал заповедь: шесть дней работай, а седьмой день Господу Богу посвящай. Но человек оправдывает свою лень тем, что нужно отдохнуть, дела домашние сделать, или он ничего не понимает в храме. Мы все, как младенцы приходим в храм, как ребенок ползает, а потом уверенно ходит, так и в духовной жизни, сначала приходишь в храм мало что знаешь, и только со временем приходит понимание. Как слышим в молитве перед Причастием, что причащаемся во исцеление души и тела. Так откуда брать силы, если не живем церковными Таинствами? Вся надежда, упование и утешение в Боге, и это понимает тот, кто обращается к Богу, искренне молится и живет церковной жизнью. И сам Господь нам заповедал, где двое или трое собраны во имя мое, там и Я посреди них.

«У человека есть душа, которую нужно питать»

- Имеет ли смысл, по-Вашему, соблюдение поста для мирянина вне храма, без участия в богослужебной жизни, примет ли Бог это?

- Это просто диета. Худеть можно в любое время, не обязательно это делать перед Пасхой. У человека есть душа, которую нужно питать. Если тело приводим в порядок, то почему о душе не радеем? Её тоже надо питать, питать добрыми делами,милостью, ведь наша жизнь для этого и дана, чтобы мы заботились о душе, чтобы подготовиться к жизни вечной. Человек начинает гоняться за мирскими благами, пресыщается ими, чтобы утолить духовный голод. Ему становится мало трех, пяти комнат, нужны дорогие машины, яхты, начинаются хождения по магазинам с целью приобретать все новые и новые вещи, которые, может,оденет один или два раза, а то, что рядом кто-то нуждается, он этого не видит. Святой блаженный Августин писал: «все человеческие беды происходят от того, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться». Какие точные слова, и так происходит в нашей жизни. Вместо того чтобы пользоваться квартирой, машиной, человек этим наслаждается, а приходя в храм пользуется, сделав из Церкви службу спасения, когда что-то надо приду, попрошу помощи, получу её, а потом забуду. Апостол Павел говорит: «Телеса ваши суть храмы Духа Святаго». И если наше тело храм, то мы должны о нем заботиться, чтобы наша душа была богатой. А человек заковал душу в теле, и не заботится о ней. Если наше тело храм, то почему мы ленимся, пьем, курим, сквернословим, тащим весь мусор в душу? Если тело храм, то оно должно быть чистым и прекрасным, как храм. И от нас зависит – будем ли мы в Бога богатеть и собирать сокровища неоскудевающие, или наоборот будем заботиться о земном.

- Порой человеку, несмотря на осознание важности Таинств, красивое церковное пение сложно находиться на службе. Какая должна быть мотивация у молодых людей, чтобы утром в воскресенье встать рано и идти молиться за богослужением, когда кажется, что времени для спасения души – еще целая жизнь впереди, а в выходной можно дома отдохнуть подольше?

- Никто не заставляет идти к 7 часам на службу, хочешь спать, приходи к 9. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя только один – и ты тратишь его на мирские занятия. <...> вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь к себе благодать вашего Бога». Сложно находиться на службе от рассеянности и неумения молиться, дьявол всегда строит козни, и поэтому на молитве нас одолевают различные мысли. Мотивация? Надо задать себе вопрос хочу я быть с Богом или нет? Нам с экранов телевизора говорят: бери от жизни все, вот молодежь и берет все. Есть такое выражение: богатеть в Бога – это значит собирать и преумножать добрые дела. Иисус Христос нам говорит, чтобы мы собирали сокровища там, где воры не подкапывают и тля не тлит. А место где мы можем собрать эти сокровища наше сердце. Человек проживет 30, 50 лет и первый раз идет на исповедь, а кто-то на одре смертном вспоминает Бога, и жалеют, что раньше не пришли в храм. А нам эта жизнь дана, чтобы приготовиться к жизни вечной. Получается так, вы идите, а меня не ждите. В итоге корабль уплывает, а шанс прийти к Богу сокращается.

- Время поста – это еще и период искоренения греховных страстей, с чего лучше начать человеку в этом делании?

- Каждый сам знает с чего лучше начать, с какой дурной привычкой или чертой характера следует бороться. Каждый великий пост, мы слышим песнопение: «душе моя,душе моя восстани что спиши?». И эти слова мы должны помнить всегда, чтобы не было духовного сна, чтобы мы заботились о душе и питали ее добрыми делами, чтобы становиться духовно богатыми. И только от нас зависит, будем мы стоять по левую или по правую сторону Судии Всевышняго, потому что Господь не спасает человека без человека

- А какие добродетели новоначальному христианину лучше взращивать в первую очередь?

- Вы уже ответили на свой вопрос. Добродетель – добро делать. Есть золотое правило нравственности «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Самое главное не осуждать, не судите, да не судимы будете. Одна из важных добродетелей – воздержание. Воздержание своих мыслей, чувств, взгляда. И, конечно, милосердие. Господь говорит нам: «Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут». Но если человек не помогает другим, не имеет милости к ближним, то он заботиться только о себе, а значит, в нем живет гордость. Поэтому если разбирать по цепочке, то можно выводить одни за одним грехи, которые живут в человеке. Поэтому важно стараться помогать тем людям, которые находятся вокруг нас, не осуждать их. Если будет воздержание в мыслях, то не будет совершения греха в деле, мы будем пресекать греховные помыслы уже в голове. Великий пост – то время, когда важно в добродетелях упражняться.

Пресс-служба Вятской Епархии

 
По теме
Великий пост – время отрешения от мирских дел и общения с Богом. Мы идем навстречу Христу, готовим себя к Пасхе, очищаем тело и душу от земного.
Великий пост в 2018 году – с 19 февраля по 7 апреля В 2018 году Великий пост начинается 19 февраля.
В Вятской Епархии обсудили вопросы организации Великорецкого крестного хода - Епархия 28 марта 2024 года в епархиальном управлении под председательством секретаря Вятской Епархии иерея Виталия Лапшина состоялось рабочее совещание, посвященное подготовке к Великорецкому крестному ходу.
Епархия
В год лечение в Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят более 1500 детей - Департамент здравоохранения В подразделении Детского диагностического центра – Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят оздоровление и реабилитацию маленькие пациенты с заболеваниями различных органов и систем, в том числе органов дыхания,
Департамент здравоохранения
Масленица в «Талисмане» - Газета Народный вестник Вятки Конный клуб «Талисман» города Советска для своих гостей в этом году подготовил очень насыщенную программу на Масленицу!
Газета Народный вестник Вятки