«Ты выбираешь ребёнка по каталогу, как «Орифлейм». Это, конечно, странное чувство». Кто такие наставники и почему они нужны детям-сиротам

Фото: kirov-portal.ru
Автор: Анастасия Пичугина Полина Козлова – выпускница кировской школы-интерната №1. Ещё три года назад она, как и многие дети, растущие в казённых стенах без родителей, не знала простых вещей. Например, как ориентироваться в городе, как покупать продукты в магазине, из чего приготовить обед, как правильно поливать цветы. Сегодня Полина - красивая и уверенная в себе девушка. Она учится в колледже на оператора связи и живёт в общежитии. За всё, чему Полина научилась, она благодарна педагогам в школе-интернате и своему наставнику, руководителю крупной юридической компании Светлане Чешуиной, с которой познакомилась благодаря проекту «Наставничество» три года назад.
Сам проект существует с 2013 года, его инициатором изначально была школа-интернат №1 города Кирова. Тогда на базе учреждения был создан Центр постинтернатного сопровождения выпускников, а первыми наставниками стали педагоги школы и члены попечительского совета «Территория добра». С февраля 2017 года проект «Наставничество» реализует благотворительный фонд «Это чудо» на средства, предоставленные Фондом президентских грантов. Руководителем проекта является Людмила Чешуина, наставник с 16-летним стажем. А школа-интернат при этом продолжает оставаться стартовой площадкой для реализации проекта. С «Наставничеством» связана и личная история директора по региональному развитию фонда «Это чудо» Людмилы Чешуиной. Именно она убедила коллег взяться за этот проект, а недавно защитила второй грант, чтобы развивать движение дальше. - У нас с мужем не было детей. Но однажды я стала наставником двух девочек. Мы ощущали себя одной семьёй, - признаётся она. - Теперь девочки выросли, у них своя семья и дети. Когда одна из них выходила замуж, на свадьбе при всех гостях она сказала: «А сейчас я хочу подарить подарок самому дорогому человеку, моей маме». Кто такой наставник? Как рассказывают сотрудники фонда, бывает, что выпускники школ-интернатов и детских домов не ориентируются не только в простых бытовых вещах. Они не знают, как строятся отношения в семье, не знают, как действовать в непредвиденных обстоятельствах, часто из-за доверчивости становятся жертвами мошенников и преступников. И, самое главное, после выпуска из учреждения таким детям часто бывает просто не у кого спросить совета, они ощущают беспомощность и одиночество, что заставляет опускать руки в трудные минуты. - По статистике в нашей стране всего 10% выпускников интернатов благополучно устраиваются в жизни. Это особенные дети, у которых никого нет, кроме воспитателей детдома. Им некому помочь. В то же время это талантливые и способные ребята, которые многого могут достичь. И у многих из них ломаются жизни просто потому, что их вовремя никто не поддержал, - объясняет Людмила Чешуина. Наставник — это обычный человек, который становится для ребёнка проводником во взрослую жизнь и опорой в трудные минуты. Он встречается с подопечным, поддерживает его, делится с ним своим опытом. Важно понимать, что это не спонсор и не человек, который берёт на себя функции родителей. Он видится с подопечным раз в неделю или, оформив гостевой режим, может брать его к себе на пару дней.

Также наставничество не следует путать с усыновлением или опекунством. Даже при наличии наставника полную ответственность - материальную и правовую - за ребёнка до его совершеннолетия несёт директор интерната, а после того, как ему исполнится 18 лет, - сам выпускник. - Раньше ребёнку искали наставника непосредственно перед окончанием школы и выходом во взрослую жизнь. Но мы заметили, что за такой короткий период подопечному и наставнику сложнее выстроить доверительные отношения, поэтому чем раньше ребёнок обретёт старшего друга, тем лучше для обеих сторон, - рассказывает социальный педагог интерната №1 Наталья Пантелеева. Сразу стать наставником не получится. Одно из первых условий - будущему наставнику должно быть не менее 18 лет. Сначала он должен заполнить анкету на сайте www.nastavnik43.ru, после чего с ним свяжутся специалисты и проведут собеседование. Затем нужно получить две справки - о состоянии психического здоровья и об отсутствии судимости. После необходимо пройти два бесплатных обучающих семинара по программе «Наставничество». А далее проводятся практические мероприятия с участием наставников и детей. Это могут быть спортивные соревнования, творческие мастер-классы и тому подобные вещи. Именно там и формируются пары «наставник-подопечный». Чтобы пара сложилась, у взрослого и ребёнка должна быть взаимная симпатия. То есть если подопечному не нравится потенциальный наставник, никто его к общению принудить не сможет. - Пары подбираются во время совместных мероприятий с участием наставников и детей. Самая главная задача наставника – создать доверительные отношения, а цель – дальнейшая успешность подопечного, - поясняет руководитель проекта «Наставничество» Людмила Чешуина. Людмила Чешуина с подопечными Наставниками становятся люди абсолютно разных профессий и социальных статусов: студенты, преподаватели, предприниматели, пенсионеры, супружеские пары. Каждый приходит сюда по разным причинам: поделиться жизненным опытом, помочь детям, подарить нерастраченную любовь и заботу. Между наставником, интернатом и обучающим центром заключается трёхсторонний договор сроком на один год. По прошествии года, если подопечный и наставник захотят продолжить общение, договор автоматически продляется. На практике, как говорят в школе-интернате, этот договор - простая формальность. Во встречах и звонках друг с другом наставника и подопечного не ограничивают. Желательно, чтобы ребёнок сообщал наставнику о том, что происходит в его жизни, и поддерживал контакт с Центром постинтернатного сопровождения выпускников.

Встреча с наставником
Полина попала в детдом, когда ей было 5 лет. Почему она оказалась в интернате именно в этом возрасте, она не знает. Помнит, что папа умер, а мама живёт в другом городе, но почему-то не пытается найти девочку и наладить отношения. В интернате Полина больше всего любила физкультуру, а вот история и математика не давались - по ним периодически проскакивали тройки. У девочки не всегда получалось находить общий язык с другими людьми, она была довольно закрытым ребёнком, и ей хотелось найти друга, который бы понимал и направлял.

А вот Светлана Ивановна даже представить не могла, что когда-нибудь станет наставником. Когда они познакомились, Полине было 14 лет. - Меня пригласили на один из праздничных вечеров в интернате, и там я увидела, как ребята-выпускники выступают на сцене и рассказывают о том, что хотели бы видеть рядом с собой наставника. Нам дали альбом, где были фотографии детей с их описанием, среди которых была Полина. Примерно также рассматриваешь каталог «Орифлейм» с косметикой. Это чувство буквально «прошибает» насквозь, - вспоминает Светлана Ивановна. - Ты выбираешь не игрушку, даже не собачку, а ребёнка. В анкете Светлана Ивановна увидела увлечения девочки, которые и ей самой были очень близки, - спорт и домашние животные. Затем она заметила, что Полина тоже проявляет к ней интерес. Так из взаимной симпатии и общих интересов появилась пара наставника и подопечного.
Первые задания Сначала Полина и Светлана Ивановна виделись раз в месяц, как правило, по выходным. Девочка в первые встречи чувствовала определённую неловкость: боялась сказать «что-то не то», вела себя осторожно, боясь к чему-либо прикасаться в доме наставника. Светлана Ивановна тоже в первые встречи ощущала внутренний дискомфорт и постоянно спрашивала себя: правильно ли сделала, что стала наставником?
Но постепенно чувство неловкости прошло, появилось много общих дел. Светлана Ивановна стала приучать Полину к тому, как нужно жить в семье, в квартире. Они вместе подметают, пылесосят, поливают цветы, моют пол, готовят, учатся составлять распорядок дня. Одним из первых заданий для Полины было проехать на автобусе от интерната в Нововятске до квартиры Светланы Ивановны в центре города. Для этого девочку попросили внимательно изучить маршрут и доехать до назначенного места. До этого Полина никогда не ездила в общественном транспорте самостоятельно. - Она позвонила и сказала, что приехала, - вспоминает Светлана Ивановна. - За неделю, которую я ей дала на изучение маршрута, ни разу не задала ни одного вопроса. Но были и казусы. Как-то Полину попросили погулять с собакой, дали ключи от квартиры и домофона. Но девушка перепутала подъезд и пыталась открыть не ту дверь. Сейчас она вспоминает эту историю с улыбкой.
- Я видела, что собака тянет меня к другому подъезду, но не понимала, почему, - смеётся она. Вскоре состоялся и первый для Полины самостоятельный поход в магазин. Девушке дали тысячу рублей. Задача была – купить продукты и принести сдачу. - Я попросила Полину набрать продуктов до 500 рублей и примерно 500 рублей принести сдачу. Но Полина решила, видимо, из добрых побуждений купить сладостей и конфет. После этого мы решили составлять список, - вспоминает Светлана Ивановна. Теперь Полина составляет список и покупает продукты, строго ему следуя. Так она научилась распределять свой бюджет.
Однако не все задачи подопечный может решить самостоятельно просто из-за отсутствия нужного жизненного опыта. Когда Полина окончила школу и переехала в общежитие колледжа, ей назначили стипендию чуть больше 3-х тысяч рублей. Предполагалось, что на эти деньги девочка целый месяц будет питаться, платить за проезд и покупать вещи первой необходимости. Светлана Ивановна, понимая, что таких денег Полине не хватит, обратилась к руководству интерната за разъяснением, почему для девочки назначена такая маленькая стипендия. В итоге выяснилось, что девочку не предупредили, что необходимо собирать билеты, сдавать под отчёт, и затем будет возмещение за проезд. В итоге Полине возмещают деньги за проезд, канцтовары, и она стала получать около 5 тысяч рублей. На стипендию даже в 5 тысяч рублей прожить тоже тяжело. Поэтому Светлана Ивановна в чём-то помогает Полине и материально, хотя в наставничестве такая помощь не приветствуется. Впрочем, и Полина не сидит сложа руки. Когда позволяет время, она подрабатывает в компании у Светланы Ивановны промоутером, раздаёт листовки. Она для меня пример Светлана Ивановна и её семья заменили Полине родных людей, они стали для неё примером успешности. Так у Полины появились «правильные» привычки: любовь к книгам, планирование дня, целеустремлённость - всё то, что характеризует её наставника. - У меня стало больше друзей, поменялся круг общения. Я стала терпеливее. Раньше мне сложно давалась математика, я могла в запале даже порвать тетрадь. Теперь я «копаюсь» в своих ошибках, стараюсь анализировать их, - рассказывает Полина. - Я учу Полину ценить себя и в то же время уважать людей – хоть воспитателя, хоть уборщицу. В Полине есть всё: и ум, и красота, но я хочу, чтобы всё это было направлено на хорошее и доброе, - делится Светлана Ивановна.
Если Полина выбирает книги, то выбирает классическую литературу или учебники по менеджменту. А объясняет это просто – видит увлечения наставника и невольно начинает их перенимать. - Я не любила читать до знакомства со Светланой Ивановной. Но потом её дочки подарили мне «Войну и мир», и я полюбила чтение. Ещё в числе первых книг я прочитала произведения Роберта Кийосаки и Дейла Карнеги. При выборе телефона Полина старалась взять аппарат, который похож на айфон Светланы Ивановны. Образцовым в своём наставнике Полина считает даже маникюр. - Однажды я пригласила Полину в салон красоты сделать маникюр. Сначала его сделали мне, потом Полине. Я смотрю – у Полины тот же рисунок, только цвет чуть темнее. Это значит, что у неё, по сути, вырабатывается вкус. Недавно она купила первые духи, стала стремиться к женственности. Но привязанность меняет не только Полину. Изменилась и Светлана Ивановна. По её словам, ушёл эгоизм, появилось желание больше времени проводить с семьёй. - Появилось больше ответственности перед Полиной и перед детьми, которые сейчас уже взрослые. Я полностью пересмотрела своё расписание дня. Если раньше я вставала в 5 утра, то сейчас встаю в 4, чтобы всё успеть, ведь нужно уделить время работе, коллективу, себе, детям, Полине. Пришло осознание того, что я должна делиться своим опытом. Если верить анкетам, которые заполняют участники проекта, то 35% опрошенных детей, у которых появляются наставники, начинают чувствовать себя увереннее, 45% становятся более коммуникабельными, столько же ребят говорят, что приобрели более чёткие представления о семье и семейной жизни, 45% отмечают, что у них появились новые увлечения и интерес к социальной жизни.
Альтернатива семьи Со временем отношения наставника и подопечного из дружбы могут перерасти в тёплую привязанность. В этой ситуации дети оказываются в пограничном положении: вроде бы у них есть семья, а вроде бы они одни. Поэтому с воспитанниками и выпускниками интерната заранее проводятся специальные беседы, где им рассказывают, что наставник - это старший друг, опора и поддержка, но не аналог родителей, и они с ребёнком вряд ли будут жить в одной квартире. Тем не менее с 2017 года, когда проект стал курировать благотворительный фонд «Это чудо», был случай оформления опекунства и несколько случаев гостевого режима - когда детей забирали на выходные и каникулы в семью. Всё это - следствие глубокой привязанности подопечного и наставника.
В то же время в практике проекта была ситуация (правда, всего одна), когда отношения ребёнка и наставника не сложились, но подопечной, по уверениям сотрудников фонда, это не нанесло душевной травмы. Женщина, уже пенсионерка, и девочка так и не нашли общий язык, общение прекратилось. Но вскоре для ребёнка нашёлся новый наставник, с которым сложились близкие отношения. Настолько близкие, что ребёнок явно хотел видеть наставницу в качестве мамы, если не в жизни, то хотя бы в социальной сети. Девочка набралась смелости и спросила у наставницы: «Можно ли я укажу себя во ВКонтакте как Вашу дочь?» В то же время каждого будущего наставника организаторы готовят к тому, что ребёнок - не его собственность. Наставник должен понимать, что его подопечного в любой момент могут забрать в новую семью. - У нас был один случай, когда на ребёнка оформили опеку люди из другого региона и увезли его. Для подопечного это не стало стрессом, он смог безболезненно отказаться от общения с наставником, так как - хочу подчеркнуть - каждый ребёнок хочет обрести семью. А вот для наставника расставание было большим ударом. Поэтому теперь мы готовим наставников к таким ситуациям, - объясняет социальный педагог интерната №1 Наталья Пантелеева. Полина и Светлана Ивановна общаются уже три года. За это время они убедились, что нужны друг другу, и расставаться не хотят. На будущее не загадывают, но знают, что даже когда у Полины появится своя семья и новые заботы, она всегда сможет обратиться к Светлане Ивановне за поддержкой и советом. Теперь они ощущают себя не подопечным и наставником, а по-настоящему близкими людьми. - Самым важным в этих отношениях для меня стало то, что я нашла близкого человека, - признаётся Полина. - Я всегда хотела иметь троих детей, и Полина стала моей третьей дочкой. Когда меня спрашивают, что за девочка со мной рядом, всем говорю – третья дочь. И всё. Больше никаких вопросов никто не задаёт, - делится Светлана Ивановна. Случай Полины и Светланы Ивановны в практике проекта уже не уникален. Сотрудники и интерната, и благотворительного фонда гордятся каждым примером удачных отношений наставников и подопечных. - Был мальчик, который не очень хотел для себя наставника. Но его по телевизору увидела женщина и сказала, что он очень похож на её сына, ей захотелось помочь именно этому мальчику. Для них организовали встречу, в итоге мальчика приняли в семью. Сотрудникам фонда семья писала слова благодарности: «Мы получили не воспитанника, а полноценного члена семьи. Уже и не помним, как жили без него», - зачитывает письмо Людмила Чешуина. Сегодня благодаря проекту «Наставничество» в Кирове создано 36 пар «наставник-подопечный». Ещё 580 детей от 7 до 17 лет продолжают ждать наставника.
 
По теме
 
День Государственного флага Российской Федерации - ВГСА Приглашаем принять участие в гражданско-патриотической акции, посвященной Дню Государственного флага Российской Федерации, которая состоится 22 августа 2018 года в 17:30 на Театральной площади города Кирова.
21.08.2018
 
 
В Кировской области появятся городские округа - Правительство области Это позволит повысить эффективность муниципального управления 21 августа в правительстве Кировской области состоялась пресс-конференция на тему модели создания округов в границах муниципальных районов и возможности ее
21.08.2018
 
В Котельничском районе по факту смерти мужчины возбуждено уголовное дело - Следственный комитет Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Кировской области возбуждено уголовное дело по факту обнаружения тела мужчины около одного из домов на станции Ежиха Котельничского района по признака
20.08.2018 Следственный комитет
В Кирове пройдет киномарафон - Кировский городской портал Кировнет.ру Источник фото: - В Кирове пройдет киномарафон, на котором зрители смогут одними из первых в России увидеть сразу несколько новых фильмов.
20.08.2018 Кировский городской портал Кировнет.ру
14 мая 1897 года в павильоне сада имени В. Жуковского («Аполло») заезжий гастролёр устроил первый в Вятке киносеанс, который сопровождался звуками «графофона» (усовершенствованного фонографа).
17.08.2018 Кировская правда
60 лет отработала в дымковском промысле Нина Петровна Борнякова. И уже более двадцати лет её дочь – Евгения Георгиевна Белых.
17.08.2018 Кировская правда
В рамках Спартакиады 2018 года «Ветераны «Динамо» - МЧС На стадионе Вятского учебно-тренировочного комплекса «Прометей» прошло лично-командное первенство областного совета «Динамо» по лёгкой атлетике среди ветеранов коллективов физической культуры органов безопасности и правопорядка.
21.08.2018 МЧС
На старт марафона приглашаются… - Кировская правда 9 сентября в рамках проекта «Вятские холмы» в областном центре пройдёт забег на марафонскую дистанцию 42 км 195 метров.
21.08.2018 Кировская правда
В манеже «Вересники» состоялась встреча министра спорта и молодёжной политики Кировской области Георгия Барминова и его заместителя Анны Альминовой с представителями легкоатлетической общественности региона.
17.08.2018 Кировская правда
Жительница г. Кирова гражданка И., являясь должницей по исполнительному производству о взыскании алиментов в пользу несовершеннолетнего ребенка, находящегося в настоящее время в доме ребенка,
21.08.2018 ФССП
Государственным инспектором отдела ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике в августе 2018 года проведена внеплановая выездная проверка в Алнашском районе Удмуртской
21.08.2018 Россельхознадзор
из открытых источников За прошлый год 73 дома, включённых в план капремонта на 2017 год, не отремонтированы до сих пор Власти планируют ужесточить контроль за исполнением программы капитального ремонта .
21.08.2018 ProGorod.Ru