Не снобистская провинция

Как ответ современному искусству и фестивалю «Zдвиг» «прозвучала» на прошлой неделе постановка классического театра нашего города - драматического. «Соврешь-умрешь» - по пьесе советского и современного писателя и публициста Юрия Полякова, главного редактора «Литературной газеты». Он лично посетил премьеру и поставил «отлично» нашему режиссеру.

Юрий Поляков оценил игру кировских актеров выше работ многих московских коллег.

Спектакли по пьесе «Одноклассники» ставятся сейчас во многих городах и нигде Юрий Михайлович, как внимательный автор, старается не пропускать премьеры. Непопулярно произведение только в Москве, но о борьбе современного и традиционного чуть позже. Сейчас вкратце о сути объекта нашего внимания. Сценарий классический: бывшие одноклассники встречаются через 20 лет. Отличница Света стала учительницей, талантливый Федя - алкоголиком и бомжом, двоечник Черметов - олигархом и даже возможным депутатом. Через их жизни раскрываются и социально-культурные пласты истории российских последних лет: и война в Чечне, и захват власти деньгами, и наполненность жизни всевозможными адюльтерами и случайными любовными связями.

Юрий Михайлович, быть может нам польстил, но игру кировских актеров и профессионализм режиссера он оценил выше работ многих их московских коллег. А после публичной похвалы не отказался пофилософствовать на эту тему с журналистом газеты «Бизнес Новости».

- Спектакль очень оригинально решен, четко продуманы мизансцены, хороши актерские работы, - сказал писатель. - Даже сложно выделить что-то конкретное. Степанцев (Евгений Кузьмич) все же выдающийся режиссер. Я вообще поражаюсь тому, насколько сегодня театральный профессионализм переместился из Москвы в провинцию. Там, к примеру, очень редко бывает, чтобы премьера прошла без накладок. Этот же спектакль получился идеально.

А вы часто бываете в провинциальных театрах?
- Часто. И замечу, что в московских театрах порой не слышно, что говорят актеры, у многих даже голоса не поставлены. Пришло новое поколение, которое готовит себя к радио, телевидению. Кировский спектакль, я считаю, один из лучших по этой пьесе. А я их видел уже больше дюжины. Скоро полечу и в Австралию смотреть постановку местных режиссеров.

Однако в Москве, как я слышала, «Одноклассников» не жалуют.
- Да, их долго не ставили. Московскими театрами в основном руководят люди со снобистскими настроениями. Им кажется не комильфо говорить о реальных проблемах современности. Столичные театры поражены «золотомасочной» болезнью, им надо обязательно «выпендриться», на зрительские интересы им наплевать. Они ставят «зубоскальные разлекаловки» или проекты для фестивалей, но очень быстро понимают, что зритель не приходит, и снимают работы.

Получается, провинциальный театр более свободный?
- Здесь зритель более восприимчив к традиционной форме игры, люди больше интересуются социально-нравственными проблемами. Поэтому моя пьеса и пошла сначала в провинцию.

А вам приятно, что на премьере присутствовали представители власти: и глава города, и заместитель председателя правительства, и спикер областного Заксобрания? Все-таки пьеса их совсем не хвалит.
- Я обратил внимание на то, что обычно губернские представители власти на мои премьеры ходят и в других городах. В Москве с этим хуже. Там начальство вообще в театры не ходит и книжек не читает. Ваши, конечно, сказали, что им все понравилось. Но в провинции редко ругают заезжих драматургов, даже если те привезут откровенную «чепуху». Самое интересное, что многие губернские начальники, когда уходят из власти, приезжают жить в Москву. И когда я там их встречаю, они начинают общаться со мной более откровенно. «Правильно ты про тех тогда сказал», - говорят они мне. Поэтому я понимаю, что требовать искренности от человека во власти нельзя. Искренний политик - это такой же непрофессионал, как неискренний писатель.

На прошлой неделе в другом нашем театре, более либеральном, прошел фестиваль современного танца и перформанса. У нашего зрителя он тоже пользовался популярностью. Вы, я знаю, скептически относитесь к современному искусству.
- Знаете, почему? Потому что только в 3-5% за авангардом стоит реальный талант, поиск, реальная попытка расширить возможности искусства. В остальных случаях за этим кроется откровенное шарлатанство, желание скрыть отсутствие таланта теми выдумками и выкрутасами, которые даже уже давно не оригинальны. К сожалению, подавляющая часть этих артистов просто еще ничему не научилась.

Почему, по-вашему, они сегодня так популярны?
- Это общемировая проблема - сегодня людей отучают думать. Авангард как раз помогает в этом, потому что в нем не заложено никакой мысли. Мы однажды обсуждали случай в Санкт-Петербурге: там на разводном мосту перед зданием ФСБ нарисовали фаллос (и когда мост поднимался, рисунок тоже «вставал»). Авторы нам сказали, что это пример провокационного, смелого искусства, которое нарушает устоявшиеся нормы. Тогда я их спросил: «А если бы такой же фаллос нарисовали на стене музея академика Сахарова, это бы тоже считалось искусством?» Они ответили, что это было бы хулиганство. Почему, непонятно. Вот в этом и весь наш отечественный авангард.

Вы говорили, что у нас в стране сегодня не только экономический, но и духовный кризис. В чем он заключается?
- Нация дезориентирована. Ради чего нужно жить, никто не знает. Запад доказал, что не ради денег.

Может ли появиться общая идея, которая бы нас объединила?
- Она должна быть. Всем известно, что сегодня 90% всего национального богатства страны принадлежит 10% населения. Это разве нормально? Такой социальной пропасти нет ни в одной цивилизованной стране. И нас может и должна объединить идея устранения этой ямы. Главное, в чем я уверен, что нанотехнологии нам точно не помогут.

Согласна, но только те, кто сейчас находится внизу иерархической лестницы, молчат.
- Это пока они молчат...

Досье

Юрий Михайлович Поляков , родился 12 ноября 1954 года. Прозаик, публицист, драматург, поэт, главный редактор «Литературной газеты».

По многим его произведениям сняты фильмы: «Работа над ошибками», «ЧП районного масштаба», «Сто дней до приказа», «Замыслил я побег», «Козленок в молоке». Кроме того, является соавтором сценария известного фильма С. Говорухина «Ворошиловский стрелок».

Его пьесы «Хомо эректус», «Халам-Бунду», «Левая грудь Афродиты» ставятся во многих театрах России.

Обладатель государственной премии в области литературы за сборник прозы «Небо падших». Член совета при президенте России по культуре и искусству, также член совета при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.                                                                                    

 
По теме
oVYUQzfq4mEasfsffs - Технологический техникум Вчера состоялась экскурсия в Яранскую центральную районную больницу студентов 1 курса специальности «Сестринское дело» Яранского технологического техникума.
Технологический техникум
В год лечение в Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят более 1500 детей - Департамент здравоохранения В подразделении Детского диагностического центра – Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят оздоровление и реабилитацию маленькие пациенты с заболеваниями различных органов и систем, в том числе органов дыхания,
Департамент здравоохранения