Николай Лобастов: «Самая красивая книга – человеческая жизнь»

18 октября в рамках XXI Свято-Трифоновских чтений в «Центре повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования» состоялась встреча учителей литературы и школьных библиотекарей с педагогом – писателем Н.А. Лобастовым, лауреатом Патриаршей Литературной Премии, автором книг «Записки сельского учителя».

В ходе беседы учитель-практик из Нижегородской области поделился с кировскими педагогами своим подходом к прочтению и преподаванию русской литературы. Николай Алексеевич Лобастов соотносит идеи классиков русской литературы с Евангелием, поступки героев известных произведений рассматривает через соблюдение либо преступление заповедей Господа. Свои наблюдения, основанные на скрупулезном анализе произведений русских классиков, изучаемых в школе, Н.А. Лобастов отразил в многотомном духовно-просветительском труде «Записки сельского учителя».

Автор обратил внимание педагогов, что именно через призму духовной традиции Православия раскрывается глубокий подлинный смысл произведений, составляющих школьную программу по литературе. В своих утверждениях автор опирается на труды русских мыслителей Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, С.И. Фуделя, В.С. Соловьева, И.В. Кириевского, И.Л. Солоневича, И.А. Ильина и многих других, а также на литературоведческие труды русской эмиграции. Свои труды Н.А. Лобастов заключил в четыре тома, сейчас работает над пятым. Общие мировоззренческие понятия, на которых строится школьное литературоведение: гуманизм, просвещение, прогресс, реализм – автор пытается рассмотреть с несколько иных позиций, подкрепляя свои рассуждения многочисленными цитатами из трудов писателей, философов и мыслителей XIX и XX веков.

«Я бесконечно рад попасть на Вятскую землю, мои корни из Арбажского района Вятского края, сам живу в небольшом городке Лысково соседней Нижегородской области, имею 28 лет педагогического стажа…» , - представился в начале встречи писатель и рассказал вкратце о своих духовных поисках на пути к православной вере.

В ходе лекции Николай Алексеевич обратил внимание педагогов на особое воспитательное значение произведений Пушкина, Достоевского. Н.А. Лобастов заметил, что главные положительные герои произведений этих писателей («Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Преступление и наказание») знали, что «Бог есть, а, значит, не все позволено», что право детей – слушать родителей, а если преступили закон в своей душе, то не минуема страшная расплата. И те, кто имел Бога в душе, был воспитан с детства в православной вере, не мог преступить черту либо, оказавшись в бездне, умел снова найти тропинку к свету: и Татьяна Ларина у Пушкина, и Сонечка Мармеладова у Достоевского обретают счастье. А Евгений Онегин – нет, он только может быть поражен, когда сталкивается с характером Татьяны, а все потому, что в душе Татьяны живет Бог, который ему не ведом.

«Иногда приходится слышать, что до XVIII века в плане культуры мы не так много имели… а, мол, на Западе – живопись, театры, литература… Но что я обнаружил: русские люди жизнь поняли. Самая главная книга – это человеческая жизнь, - заметил Николай Алексеевич. – Хотим написать красивую книгу? Жить красивой жизнью нужно, она и есть лучшая книга. Любимая мысль Гоголя. Мы этим и занимались… Мы не рисовали картины, в отличие от Европы, не плясали, не играли… Мы жизнь строили. У нас монастыри. На Западе отошли от этого и начинали придумывать. А мы ничего не придумывали. Мы исполняли. Есть предназначение человека. Твоя задача, человек, выполнить свое предназначение, и не надо ничего исполнять. Тысячу лет Россия так жила – красиво. Об этом говорит одно из самых лучших произведений всех времен и народов – «Капитанская дочка» Пушкина…». Далее рассказчик процитировал несколько эпизодов из названной книги.

Остановился Н.А. Лобастов на темах страдания, прощения, любви и семьи, которые раскрываются в разных аспектах произведений русских классиков. Сельский учитель выразил мнение о предупреждающих образах, поступки героев, как, например, «Бедной Лизы» Карамзина или «луча в темном царстве» - Катерины у Островского, Аси у Тургенева ни в коем случае не должны служить для юных читателей примерами для подражания. По мысли Лобастова, напротив, педагог должен разъяснить на этих литературных образах действие греха и его губительные для души последствия.

Николай Лобастов обратил внимание, что произведения Тургенева, Толстого, Чехова, Булгакова, Бунина и особенно поэтов Серебряного века самим педагогам важно прочитывать с особенным вниманием, чтобы не увлечь молодые души в плен греховных соблазнов, из произведений и описываемых судеб героев прежде всего извлекать нравственные уроки. Анализируя произведения русских классиков, Николай Алексеевич пришел к печальному выводу, что революция, свершившаяся в России, прежде произошла в умах интеллигенции.

Опираясь на эпизоды из различных произведений, Н.А. Лобастов акцентировал внимание и на христианских ценностях, которые несет русская литература: важность создания семьи, уважение родителей, любовь к Родине, жертвенность..., неоднократно повторил мысль о том, что «русские люди умели жить», а классики литературы в своих произведениях правдиво отражали эту жизнь. Николай Алексеевич заметил, что человеком нужно оставаться в любое время, и этому нас также учит русская литература.

В завершении беседы Н.А. Лобастов передал для некоторых библиотек комплекты четырехтомника «О русской литературе. Записки сельского учителя». Данный труд, допущенный к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви, будет интересен всем, кто хотел бы разобраться в причинах наших исторических трагедий XX века.

Пресс-служба Вятской Епархии

Из биографии автора

Преподаватель литературы высшей категории г.Лысково Нижегородской области, редактор газеты «Свет Православия», выпускник заочного отделения миссионерского факультета ПСТГУ 2009 года.

Родился 10 ноября 1957 г. в п.Шайгино Тоншаевского района Горьковской области. После окончания Шайгинской школы в 1975 г. поступил на филологическое отделение истфила Горьковского государственного педагогического института. В 1979 г. закончил его с отличием.

Восемь лет работал учителем в сельской школе с. Берендеевка Лысковского района Нижегородской области. С 1987 по 1994 год преподавал литературу в Лысковском агротехническом техникуме. С 1994 по 1995 г. был редактором районной газеты «Победа» Княгининского района Нижегородской области, после чего вернулся в агротехникум, где трудился до 2010 г.

С 1996 г. по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая является учредителем, издателем и редактором еженедельной газеты «Свет Православия», имеющей областную подписку (1000 подписчиков). С 2006 по 2009 гг. обучался в ПСТГУ на миссионерском факультете (религиоведческое отделение). Тема диплома «Формирование христианской нравственности на уроках литературы в старших классах». Более 10 лет ведет кружок по Закону Божиему в ИК-16 села Просек Лысковского района. 

 
По теме
В Кировской области раскрыта серия краж из церквей в Яранском и Кикнурском районах - ГТРК Вятка В регионе раскрыта серия краж из церквей, часовни и церковной лавки. Сразу в нескольких районах на имущество религиозных организаций посягнул ранее судимый уроженец Пермского края.
ГТРК Вятка
oVYUQzfq4mEasfsffs - Технологический техникум Вчера состоялась экскурсия в Яранскую центральную районную больницу студентов 1 курса специальности «Сестринское дело» Яранского технологического техникума.
Технологический техникум
В год лечение в Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят более 1500 детей - Департамент здравоохранения В подразделении Детского диагностического центра – Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят оздоровление и реабилитацию маленькие пациенты с заболеваниями различных органов и систем, в том числе органов дыхания,
Департамент здравоохранения