Проигравший губернаторские выборы Сергей Мамаев продолжает пугать жителей Кировской области «варягами-гастролерами». На этот раз Сергей Павлинович уверен, что действующее правительство готовит ликвидацию области.
«…Не нужно тешить себя иллюзиями, что «варяжьи гастроли» будут приостановлены, а также что эти люди, которые вдруг ни с того ни с сего вдруг стали министрами, станут руководить регионом, а не набивать свои карманы дивидентами с коррупционных распилов и откатов. Все они являются самой настоящей «ликвидационной комиссией» Кировской области. Ведь не случайно, что из федеральных источников всё чаще стали поступать сигналы о том, что вопрос о ликвидации Кировской области как субъекта Российской Федерации практически решён», - заявил Мамаев на своей странице в соцсети «ВКонтакте» (орфография и пунктуация автора сохранены. - А.Б.).
О каких «федеральных источниках» говорит Сергей Мамаев? Оказывается, источники информации - вполне открытые: 24 апреля этого года об укрупнении регионов говорила спикер Совфеда Валентина Матвиенко.
«Надо укрупнять регионы, и не просто по чьей-то воле, а имея под этим экономические, инвестиционные и иные обоснования, - заявила Матвиенко. - Есть субъекты РФ, которые точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин, а не потому, что там плохие губернаторы».
Председатель Совфеда не уточнила, какие именно регионы следует присоединить к более успешным.
«Мы можем сегодня себе позволить провести те реформы, которые повысят качество управления, а соответственно уровень экономического и социального развития, а главное - качество жизни людей», - считает Матвиенко.
Вятские СМИ свели воедино «информацию» Сергея Мамаева и конспирологическую теорию массовой отставки губернаторов перед якобы грядущим укрупнением субъектов Федерации, а затем поинтересовались мнением кировских политиков.
Вячеслав Тимченко , член Совета Федерации РФ:
«Тема укрупнения регионов уже не первый раз звучит в СМИ. Я думаю, что механическое объединение нецелесообразно. Если объединить двух бедных, то они богаче не станут. А если в одном регионе недостаток рабочей силы и производства, а в другом - избыток, то объединение таких субъектов экономически целесообразно.
Кировская область может выиграть при объединении с Татарстаном или Коми. Теоретически это укрупнение может дать экономический эффект, но это очень сложный процесс и нужно просчитывать все плюсы и минусы. А говорить, что Кировская область объединится с Удмуртией или Марий Эл, - это только популизм».
Михаил Курашин , депутат Заксобрания Кировской области пятого созыва:
«Я думаю, что такая идея может иметь место. Что касается Кировской области, то тут ситуация совсем не простая. Огромная территория, низкая плотность населения, слабая экономика, высокая кредитная зависимость - все это делает область малопривлекательной для присоединения к более сильному региону. А соединение с регионами, где негативных тенденций в развитии больше, чем позитивных, - тоже бессмысленно».
Из истории укрупнения
Прецедент переформатирования субъектов Федерации в России уже имеется.
Первым объединенным регионом стал Пермский край. В 2005 году субъект был образован в результате слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Вслед за Пермским краем 1 января 2007 года в составе РФ появился объединенный Красноярский край (к уже существовавшему Красноярскому краю присоединили Таймырский и Эвенкийский автономные округа),
1 июля 2007 года - Камчатский край (Камчатская область объединилась с Корякским автономным округом). Создание объединенной Иркутской области завершилось 1 января 2008 года (в состав области включили Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), 1 марта 2008 года - Забайкальского края (объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа). Таким образом, к
1 марта 2008 года количество субъектов РФ было уменьшено с 89 до 83. Самостоятельное существование прекратили 6 из 10 автономных округов. Сейчас в состав РФ входят 85 регионов - Крым и Севастополь стали отдельными субъектами РФ.
Главная особенность укрупнения тех лет - в объединенный регион включались национальные автономные округа. Фактически сложносоставной субъект РФ (область и автономный округ в ее составе) превращался в простой.
Но была и попытка объединить самостоятельные регионы. После заявления президента В.В. Путина о том, что, опираясь на опыт Пермского края, регионы должны «самостоятельно определиться» в этом вопросе, к идее укрупнения вернулся бывший тогда губернатором Свердловской области Эдуард Россель. Еще в середине 1990-х годов он выступал с инициативой создания Уральской республики. В декабре 2003 г. Россель заявил, что в числе возможных преемников Пермского края можно рассматривать Свердловскую, Челябинскую и Курганскую области: «Это получится мощный субъект Федерации, насчитывающий около 10 миллионов жителей и финансово самодостаточный. Свердловская и Челябинская области вытянули бы Курганскую область, и Федерации не пришлось бы больше помогать ей деньгами». Правда, губернаторы Челябинской и Курганской областей инициативу Росселя почему-то не поддержали.
Сотрудничество без объединения
Эксперты предлагают не укрупнять регионы, а налаживать их сотрудничество.
«Если мы говорим о реализации достаточно крупных проектов, которые якобы легче делать в рамках объединенного субъекта, то никто не мешает двум регионам взаимодействовать в реализации какого-то проекта. А если чиновники друг с другом не могут договориться, то это повод менять не границы регионов, а чиновников. Я считаю, что объединение регионов - это отвлечение внимания и ресурсов от решения других, более важных задач экономического развития, поскольку наши регионы существуют достаточно долго в таких границах и каких-то проблем в связи с этим я не видел», - отметил руководитель лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин.
Да и «инициатор» нового витка укрупнения Валентина Матвиенко буквально через несколько дней внесла поправки в свои заявления.
«Я не готова и не вправе высказывать какие-то предложения, как переустроить территориальную карту России для эффективного экономического развития, - заявила глава СФ, отвечая на вопросы журналистов. - По действующему законодательству, если даже такие предложения будут сформулированы, нужно будет провести референдум, получить согласие населения этих территорий. Это процесс небыстрый, нескорый, и он не должен быть таковым, но осмысленная политика должна быть выработана. Я рада, что высказанное мной предложение получило такое широкое обсуждение. Это важно, чтобы все такого рода предложения получали общественную дискуссию».
Получается, Сергей Павлинович преувеличил масштабы угрозы и указал неверные даты наступления коллапса. В любом случае решение об изменении границ и названия субъекта Федерации принимает народ путем участия в референдуме.
Артур Бродин.
28 губерний
В 2004 году, еще до начала объединений, члены Совета по развитию производительных сил при Минэкономразвития РФ разработали концепцию административно-территориальной реформы России.
Согласно концепции совета, Россию предлагалось поделить на 28 губерний.
1. Центральная (г. Москва, Московская обл.). Центр - Москва.
2. Западная (Брянская, Калужская, Смоленская обл.). Центр - Смоленск.
3. Верхневолжская (Тверская, Ярославская обл.). Центр - Ярославль.
4. Волго-Окская (Владимирская, Ивановская, Костромская обл.). Центр - Иваново.
5. Приокская (Рязанская, Тульская обл.). Центр - Тула.
6. Западно-Черноземная (Белгородская, Курская, Орловская обл.). Центр - Курск.
7. Восточно-Черноземная (Воронежская, Липецкая, Тамбовская обл.). Центр - Воронеж.
8. Северо-Западная (г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская, Новгородская, Псковская обл.). Центр - Санкт-Петербург.
9. Карело-Мурманская (Республика Карелия, Мурманская обл.). Центр - Мурманск.
10. Северная (Республика Коми, Архангельская, Вологодская обл.). Центр - Архангельск.
11. Волго-Донская (Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская, Ростовская обл.). Центр - Ростов-на-Дону.
12. Причерноморская (Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край). Центр - Краснодар.
13. Северо-Кавказская (республики Дагестан, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия, Чеченская Республика, Ставропольский край). Центр - Ставрополь.
14. Среднероссийская (Республика Мордовия, Нижегородская обл.). Центр - Нижний Новгород.
15. Волго-Вятская (Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Кировская обл.). Центр - Киров.
16. Волго-Камская (Республика Татарстан, Ульяновская обл.). Центр - Казань.
17. Средневолжская (Пензенская, Самарская, Саратовская обл.). Центр - Самара.
18. Западно-Уральская (Удмуртская Республика, Пермская обл.). Центр - Пермь.
19. Южно-Уральская (Республика Башкортостан, Оренбургская обл.). Центр - Уфа.
20. Восточно-Уральская (Курганская, Свердловская, Челябинская области). Центр - Екатеринбург.
21. Обско-Иртышская (Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО). Центр - Тюмень.
22. Западно-Сибирская (Новосибирская, Омская, Томская области). Центр - Новосибирск.
23. Южно-Сибирская (Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская обл.). Центр - Кемерово.
24. Восточно-Сибирская (Республика Тыва, Хакасия, Красноярский край). Центр - Красноярск.
25. Прибайкальская (Республика Бурятия, Иркутская, Читинская обл.). Центр - Иркутск.
26. Приамурская (Хабаровский край, Амурская обл., Еврейская автономная область). Центр - Хабаровск.
27. Тихоокеанская (Приморский край, Камчатская, Сахалинская обл). Центр - Владивосток.
28. Северо-Восточная (Республика Саха (Якутия), Магаданская обл., Чукотский АО). Центр - Якутск.