8 октября Церковь празднует День памяти преподобного Сергия Радонежского

Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 5 / 18 июля — воспоминание обретения его честных мощей (1422), 25 сентября / 8 октября – его преставление (1392).

Сергий Радонежский, преподобный всея Руси

Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля‚ просвещенная Словом Христовым. Человек‚ не оставивший после себя ни одной книги‚ стоит у начала всей русской культуры Московского периода‚ открывает дверь‚ ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости‚ во все тайны человека и мира. И деятельность его тем более видится нам чудесной‚ потому что мы не можем разделить в ней плоды небесной помощи и его собственных трудов. Сергий всю жизнь старался уйти от мира‚ не принимать на себя решения судеб окружавших его людей‚ не вмешиваться самочинно в происходящие вокруг события. Однако все бытовые и исторические подробности эпохи так тесно сплетены в его житии‚ что, кажется, нет такой стороны русской жизни второй половины XIV века‚ которую бы он не освятил‚ где бы не осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить‚ каково было это время‚ то выяснится‚ что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения‚ но и знаменует собой русское Возрождение в самом высоком его смысле.

При беспристрастной оценке исторических событий порой открываются неожиданные вещи. Сопоставляя русское и европейское Средневековье‚ видишь‚ что возрождение культуры в России началось едва ли не раньше‚ чем в Европе. И что уж совсем удивительно‚ это возрождение носило христианский характер. Русь‚ придавленная татарщиной на протяжении более двухсот лет‚ не могла бы сохранить свои традиции‚ свое культурное поле без веры‚ без опоры на Церковь. Без веры вообще ничего невозможно создать. Леонардо‚ Микеланджело‚ Лютер‚ Макиавелли - все эти "титаны" европейского Возрождения были глубоко верующими людьми. Они верили в Бога, но и во всемогущество и силу человеческого разума‚ в истинность его эстетического чувства‚ в способность человека создавать прекрасное‚ в его право творить и изменять мир. Европейское возрождение еще очень далеко от богооставленности и богоотвержения. Оно только готовится снять с Творца ответственность за судьбы мира и передать ее людям. Но герои‚ готовые принять эту ответственность‚ в Европе уже выросли. Счастье‚ что в России еще долго не находилось подобных людей.

Русская действительность с 1237 года не располагала к парению души. Ценность отдельной человеческой личности в условиях ига была предельно низкой. Рассуждения о способности этой личности повлиять на историю‚ изменить ее ход‚ наверное‚ вызывали горькую усмешку. Ни последний холоп‚ ни великий князь не могли надеяться устроить по собственной воле даже свою судьбу. Благосостояние и жизнь любого человека на Руси зависели от исхода соперничества за ханский престол‚ благосклонности или самодурства ордынских наместников‚ колебаний цен на мировом рынке работорговли‚ падежа скота или неожиданной засухи в Великой степи. Одна Церковь могла свободно не признавать над собой власти Орды. Не вмешиваясь напрямую в политический процесс‚ она помогала людям сохранить веру в свои силы. Перед лицом хана падали ниц даже князья‚ но перед Богом каждый человек был свободен. Ребяческий атеизм и человекопоклонство не потому худо прививались тогда на Руси‚ что она была отсталой‚ но потому что отказ терпеливо нести свой крест‚ означал поистине рабскую зависимость от кочевничьей нагайки. Преодоление ига не было возможным для человека делом. Упование на Бога давало не только надежду на загробное спасение‚ но и твердый фундамент для земного государственного и хозяйственного строительства. Потому что всякий желающий спастись в будущей жизни‚ должен был "поработать Богу" и "до конца претерпеть" все тяготы в настоящей. Плодом такой работы и такого терпения и была вся жизнь преподобного Сергия.

Житие его‚ удивительно мягко и живо написанное Епифанием Премудрым‚ дает нам ключи к разгадке множества тайн русской культуры и русской интеллигенции. С самого начала своей жизни‚ еще даже до земного рождения Сергий (до монашества Варфоломей) отмечен небесными знамениями. Он трижды кричит во время литургии‚ находясь в чреве матери‚ отказывается брать грудь матери в постные дни‚ не принимает молока от кормилицы. Родители его ясно осознают‚ что в их семье происходит явление святого. Однако же им не приходит в голову каким-то образом возвысить своего ребенка‚ отделить его от других на основании проявившихся в нем талантов. Культ вундеркинда до сих пор с трудом прививается в русской традиции воспитания. Знамения‚ таланты и сама святость даются человеку от Бога‚ и потому родители‚ а вслед за ними и повествователь‚ прежде всего, прославляют Создателя‚ а потом уже любуются творением. Варфоломея в детстве оберегают‚ но не более‚ чем следует лелеять каждого ребенка. Его не освобождают ни от домашнего труда‚ ни от повседневных обязанностей‚ ни от школьного обучения.

Наблюдая за этим обучением‚ мы видим еще одну знаменательную подробность. Любой человек‚ даже святой‚ не представляет собой идеала земного совершенства. Столь важная для подвижника вещь‚ как грамота‚ дается ему хуже‚ чем братьям. И все окружающие мягко‚ но настойчиво требуют от него усилий и старания в учебе. Преподобный как будто не оправдывает их ожиданий. В житии прямо говорится‚ что Варфоломей учился читать "не прилежно" и "не слушал учителя". Такое отношение к учебе не одобряется‚ но искупается тайной молитвенной просьбой мальчика к Богу. Чудесное исполнение этой просьбы не должно наводить нас на мысль о пренебрежении к труду (им наполнена вся жизнь преподобного). Здесь скорее нужно видеть проявление равной милости Бога ко всякому просящему. Школьный период жизни преподобного более всякого другого развенчивает мысль о каком-либо превосходстве святого над прочими людьми. Для русского просвещения‚ для русской культуры чужда мысль о заранее избранной "духовной элите"‚ предназначенной для власти или руководства "невеждами". Сергий сам был подобным невеждой‚ а получив доступ к премудрости‚ никогда не забывал‚ Кому она принадлежит.

Не забывал он и послушания‚ первой добродетели всякого свободного от своеволия христианина. Имея перед собой уже ясно видимую жизненную цель‚ монашество‚ он, тем не менее, смиряет себя ради отца и матери‚ оставшись ухаживать за ними. Все‚ кто привык говорить о том‚ что монашество учит человека презирать семью‚ найдут в этой главе жития пример того‚ как первое исходит из второго. Здесь пример преподобного побуждает нас не пренебрегать сегодняшними обязанностями‚ как бы важны и велики не были наши планы. Человек‚ по-настоящему верующий‚ никогда "не пройдет по людям" ради исполнения своего самого "высокого" желания‚ но‚ напротив‚ охотно "наступит на горло" себе‚ когда увидит нужду ближнего. Преподобный Сергий‚ вся жизнь которого была великой жертвой Богу‚ начал свой подвиг с малой жертвы своим родителям‚ и‚ что особенно важно‚ сделал это с радостью.

С радостью же он приступает и к осуществлению дела своей жизни‚ постижению Троицы. Поражает философский размах этого труда. Догмат о святой Троице - труднейший для понимания в христианстве. Он не был полностью раскрыт для простонародья не только в Киевской Руси и в Европе‚ но и в самой Византии. Именно на почве учения о Троице в христианстве возникали самые серьезные расколы и ереси. Высота тайны триединого Божественного Существа‚ казалось‚ должна была испугать человека‚ с таким трудом научившегося читать. Однако преподобный Сергий берется за проникновение в нее также решительно‚ как уходит из мира. Заметим‚ свой храм в лесу он строит и освящает вместе с братом еще до пострижения в монахи. Идея строительства и самая тяжелая часть труда принадлежит ему‚ однако, он отказывается от дерзости самовольного поиска истины и ждет‚ пока старший брат не решит‚ кому будет посвящен храм.

В этот момент решалась судьба Русской Церкви‚ да и всей русской культуры. Попробуйте представить ее себе без Лавры‚ без Андрея Рублева‚ без храмов в честь Святой Троицы. И такое решение передано преподобным Сергием в чужие руки‚ причем у него уже был ответ на свой вопрос. Тут имеет значение не только смирение перед старшим‚ но и внутренняя честность‚ присущая всякому исследователю. Каждый‚ кто приступает к изучению и познанию Бога‚ человека или мира‚ не смеет настаивать на своей догадке‚ прежде чем не получит ее подтверждения извне. Жаждущий открыть нечто миру‚ пусть выслушает сперва‚ что говорит ему мир. "Больший из вас да будет вам слуга".

Это уже другая страница жизни преподобного. Пройдя через тяжелый период одинокого подвижничества, Сергий оказывается перед необходимостью устройства общежительного монастыря. Его более всего тяготит необходимость начальствовать над братией‚ распоряжаться по хозяйству‚ руководить их духовным деланием. Традиции старчества были в ту пору почти утрачены на Руси. Игуменство открывало перед Сергием искушение занимать подчиненных тем трудом,‚ которого он не сносил сам. И потому он не мог исполнить игуменского служения, не увеличив своей повседневной работы. Епифаний пишет‚ что преподобный "без лености братии‚ как купленный раб‚ служил: и дрова для всех колол‚ и толок зерно‚ и жерновами молол‚ и хлеб пек‚ и еду варил [...]; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил".

Особенно примечателен рассказ о том‚ как преподобный Сергий выстроил одному из пожилых братьев крыльцо‚ взяв за целодневную работу решето гнилого хлеба. Кому-то это может показаться юродством‚ но если вспомнить, что в обители тогда был голод‚ и монахи роптали на игумена‚ требуя от него разрешения собирать милостыню‚ такой поступок становится понятным. Только своим личным примером учитель мог убедить учеников в том‚ что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени.

Рассказ о голоде напоминает нам еще об одной черте характера святого‚ о его терпении. При том гармоничном сочетании труда и молитвы‚ которое было присуще Сергию‚ он ничуть не тяготится бедами и скорбями‚ посещающими монастырь. Не спешит скорее разрешить их‚ хотя сознает‚ что имеет для этого возможности. Он доверяет Богу до самого конца и тогда‚ когда не прозревает явного смысла событий. В результате хлеб в обитель привозят ангелы‚ а родник пробивается на самой вершине холма. Возвратившийся в монастырь старший брат пытается затеять в церкви спор о первенстве. Преподобный уходит от этого спора. Уходит в буквальном смысле слова‚ не пытаясь ответить‚ не требуя заступничества митрополита или князя‚ даже не прося Бога восстановить справедливость. Прожив год на реке Киржач и основав новый монастырь‚ он также легко возвращается. Его настолько трудно смутить‚ что когда крестьянин‚ пришедший издалека посмотреть на прославленного игумена‚ отказывается узнать Сергия в оборванном старике‚ копающем грядки‚ преподобный только ласково отвечает: "Не печалься! Что ищешь и чего желаешь‚ тотчас даст тебе Бог".

Монашество пренебрегает миром‚ но не людьми в нем. Преподобный бежит от человеческой славы‚ но приветлив к людям и скор на помощь. Для него равны и несчастный отец‚ принесший умершего сына‚ и великий князь Дмитрий‚ идущий на битву с Мамаем. В связи с Куликовской битвой политическая роль Сергия проступает очень отчетливо. Его благословение русского войска на брань придает сражению духовный характер. Все воины становятся не только защитниками Русской Земли‚ но и мучениками за веру. Даже иноки берут в руки оружие. Преподобный Сергий принимает всю ответственность за исход сражения‚ решительно связывая судьбу русской церкви с удачей княжеского похода. О победе открыто служится многочасовой молебен. Но вот победа одержана‚ и князь с митрополитом Алексием просят святого принять сан епископа‚ а потом и митрополита. И преподобный также решительно отказывается‚ обещая в случае повторения просьбы уйти в леса‚ "туда‚ где его никто не сыщет". Одно дело - стоять за правду‚ другое - принимать почести.

Нельзя не сказать и о рукотворном наследстве преподобного Сергия. Кольцо монастырей‚ опоясавших Москву и осветивших дикие северные дебри‚ отковано в Лавре. История каждого из них - это история его основателя‚ часто ученика преподобного‚ или же послушника его учеников. Через столетие после смерти святого мы уже видим поразительное разнообразие типов подвижничества от Иосифа Волоцкого и Пафнутия Боровского до Нила Сорского и Кирилла Белозерского. К этому многоцветью Сергий тоже приложил свою руку. Возможность различных духовных путей к единой цели доказывает‚ что он основал в Лавре не партию‚ не орден‚ а братство христиан‚ главная задача которых подчиняться не людям и уставам‚ написанным людьми‚ но самому Богу. И как братья они не похожи друг на друга‚ но все чем-то неуловимо напоминают отца. Преподобный Сергий почти на 400 лет определил общий тип русской святости‚ а когда время совсем уже изменилось, его достойным наследником явился преподобный Серафим Саровский.

Подводя итоги и пытаясь определить место преподобного Сергия Радонежского в истории русской культуры и просвещения‚ хочется еще раз напомнить‚ что мы имеем дело не с ученым‚ а с мудрым человеком. А значит, это скорее не авторитет‚ а пример. Пример не только для подражания‚ но и для измерения. Учивший всю свою жизнь умеренности во всяком деле духовном и земном‚ преподобный сам стал мерой нашей культуры. Его житие позволяет проверить соответствие сегодняшних науки‚ искусства и школы их небесным образцам. Результаты наших измерений‚ возможно‚ будут неутешительны‚ но отчаиваться‚ наверно‚ не стоит. Ведь такая мера дается не каждому народу.

Артемий Ермаков

Примечательно, что 23 сентября 2017 года в Успенский кафедральный собор Трифонова монастыря города Кирова по благословению митрополита Вятского и Слободского Марка прибыла  икона с частицами мощей преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Нила Столобенского. Сейчас святыня пребывает в Трифоновом монастыре, и у верующих есть возможность ей поклониться и помолиться святым угодникам Божиим.

В воскресенье, 8 октября, в день празднования памяти преподобного Сергия Радонежского в Успенском кафедральном соборе раннюю Божественную литургию (в 7.00) возглавит митрополит Вятский и Слободской Марк. А в 11.30 в этот день в Успенском соборе будет совершен молебен преподобному Сергию. 

В день памяти святого в поселке Демьяново (Подосиновский район) Вятской митрополии  будет освящен храм  во имя преподобного Сергия Радонежского.

Пресс-служба Вятской Епархии По материалам сайта  Православие.ru

 
По теме
24 октября празднуется Собор преподобных старцев, в Оптиной Пустыни просиявших - Епархия Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобные старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и душу свою за чада полагавшии… Святые отцы говорили:
24.10.2017
Сегодня Православная Церковь чтит память преподобного Трифона Вятского - Епархия 21 октября 2017 года исполнилось 405 лет со дня блаженной кончины преподобного Трифона Вятского, широко почитаемого православными жителями не только Вятской земли, но и всего русского севера.
21.10.2017
 
В день памяти святого Сергия Радонежского в поселке Демьяново будет освящен храм во имя преподобного - Епархия Этой осенью православных жителей поселка Демьяново (Яранская Епархия) ожидает великое событие — впервые за последние сто лет в Подосиновском районе будет освящен новый православный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
29.09.2017
 
Митрополит Марк совершил чин освящения часовни Духовно-культурного комплекса «Смоленцевский ключ» в городе Советске - Епархия В субботу, 22 сентября 2018 года, день памяти праведных Богоотец Иоакима и Анны митрополит Вятский и Слободской Марк посетил с архипастырским визитом Кукарское благочиние Вятской епархии.
22.09.2018
 
Митрополит Марк посетил концерт в честь 100-летия подвига священномученика Михаила Тихоницкого - Епархия В пятницу вечером, 21 сентября 2018 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в Вятской филармонии состоялся концерт духовной музыки, посвященный 100-летию подвига священномученика Михаила Тихоницкого.
21.09.2018
В Вятской Митрополии состоялась благотворительная акция - Епархия В сентябре 2018 года Епархиальная комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства, Центр «Моя семья» организовали благотворительную акцию по выдаче сухих детских каш фирмы «Хайнц» и «Умница» семьям,
21.09.2018
 
Экскурсия в Раифский монастырь - Департамент социального развития 20 сентября состоялась однодневная автобусная поездка в Раифский Богородицкий мужской монастырь, расположенный в 30 км от Казани, столицы Республики Татарстан.
21.09.2018
В Кирове ищут 10-летнюю девочку - Newsler.Ru Кира Никонорова пропала без вести утром 22 сентября. Вчера около 11 часов в Кирове пропала 10-летняя Кира Никонорова.
23.09.2018 Newsler.Ru
Разрытая коммунальщиками яма была ничем не огорожена. Автор: Константин Усатов В Кирове во дворе дома №33 на улице Сурикова водитель автомобиля «Лада Калина» едва не провалился в коммунальную раскопку,
23.09.2018 Свойкировский.рф
Ночное ДТП - Вся.РФ Сегодня ночью в ЮЗР сбили пешехода. По информации «КУ-43», «неотложка» к месту происшествия прибыла в считанные минуты.
23.09.2018 Вся.РФ
Судебно-медицинская экспертиза показала, что причина смерти была иной. Фото: wikimedia.org Как мы писали ранее, на днях в поселке Лебяжье погибли три человека: 77-летняя женщина и ее знакомые — братья 42 и 44 лет.
21.09.2018 Newsler.Ru
Митрополит Марк совершил чин освящения часовни Духовно-культурного комплекса «Смоленцевский ключ» в городе Советске - Епархия В субботу, 22 сентября 2018 года, день памяти праведных Богоотец Иоакима и Анны митрополит Вятский и Слободской Марк посетил с архипастырским визитом Кукарское благочиние Вятской епархии.
22.09.2018 Епархия
Митрополит Марк посетил концерт в честь 100-летия подвига священномученика Михаила Тихоницкого - Епархия В пятницу вечером, 21 сентября 2018 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в Вятской филармонии состоялся концерт духовной музыки, посвященный 100-летию подвига священномученика Михаила Тихоницкого.
21.09.2018 Епархия
Вчера, 12 сентября 2018 года, в День памяти святого благоверного князя Александра Невского, в поселке Просница Кирово-Чепецкого района заложили новый храм.
13.09.2018 Newsler.Ru
«КП» продолжает знакомить читателей с населёнными пунктами – участниками областного конкурса «Вятская провинция – красота деревенская».
07.09.2018 Кировская правда
Пока художественный музей на ремонте, его филиал в виде выставочного зала радует нас очередной коллекцией гравюр выдающихся мастеров.
23.09.2018 Bnkirov.Ru
День туризма 2018 в Кирове - Kirovchanka.Ru С 24 сентября в нашем городе пройдут интересные мероприятия в рамках программы «Киров — город вятского гостеприимства».
23.09.2018 Kirovchanka.Ru
Любители чтения и фанаты книг побывали в раю - Вся.РФ В минувшую субботу Герценка в седьмой раз провела книжный фестиваль. Любители книг, а таковых оказалось очень и очень много, встречались с писателями, поэтами, издателями, художниками, играли в народные игры.
23.09.2018 Вся.РФ
Уже в четвертый раз международный фестиваль театров кукол под таким названием стартовал в нашем областном центре в минувшую среду.
21.09.2018 Кировская правда
Киров принял соревнования по бодибилдингу - GorodKirov.Ru Автор: Дмитрий Вахрушев Турнир состоялся 22 сентября Вчера вечером в Областном Дворце молодежи проходил открытый чемпионат Кировской области по бодибилдингу.
23.09.2018 GorodKirov.Ru
Золото на «Пара-Крым» наше! - Вся.РФ Кировские спортсмены успешно выступили на фестивале в Евпатории. В Центр паралимпийского спорта «Эволюция» съехались лучшие спортсмены со всей страны.
23.09.2018 Вся.РФ
Пятнадцатого cентября на стадионе города состоялся Всероссийский день бега «Кросс нации-2018», в котором приняли участие семейные команды, ветераны труда, учащиеся школ, профессиональных учебных заведений,
20.09.2018 Котельничский вестник
Тринадцатого-четырнадцатого сентября стартовали первые соревнования школьников в зачёт 29-й Спартакиады.
17.09.2018 Котельничский вестник
Двенадцатого сентября традиционно прошла осенняя спартакиада допризывной молодёжи города Котельнича и Котельничского района памяти Героя Советского Союза майора А. Я. Опарина.
17.09.2018 Котельничский вестник
В Кирове ищут 10-летнюю девочку - Newsler.Ru Кира Никонорова пропала без вести утром 22 сентября. Вчера около 11 часов в Кирове пропала 10-летняя Кира Никонорова.
23.09.2018 Newsler.Ru
В муниципалитетах проводят пробные пуски котельных, а в ряде районов отопительный сезон уже начался 20 сентября губернатор Кировской области Игорь Васильев провел совещание с главами муниципальных образований региона
23.09.2018 Правительство области