Сергей Римша: «Какие 80% очищенных тротуаров? Нет и половины»

Сергей Римша: «Какие 80% очищенных тротуаров? Нет и половины»
трактор 1.jpg
портрет 1.jpg
тротуар.jpg
портрет 2.jpg
трактор 2.jpg
Фото: kirov-portal.ru
  Механизатор с 36-летним стажем – о том, что нужно изменить в работе «САХ», чтобы кировские женщины могли ходить по улицам на шпильках.   Автор: Елена Жолобова Сергея Римша нам порекомендовали жители города как одного из самых добросовестных трактористов «Спецавтохозяйства». Говорят, что по тротуарам, которые он чистит от снега, приятно пройтись и что у него уже есть своя маленькая армия поклонников. Мы пообщались с Сергеем Алексеевичем и узнали, может ли один человек с хозяйской жилкой победить систему.

Сергею 48 лет, у него пятеро детей и двое внуков. Сам он родом из деревни в Новосибирской области. Говорит, что в буквальном смысле родился в тракторе: отец вёз мать в роддом, но не успел – мальчик появился на свет в кабине на фуфайке. За руль трактора наш герой сел уже в 12 лет. Пока его одноклассники проходили практику на школьном огороде, он уже вовсю рассекал по полю на колхозном комбайне.

С тех пор Римша получил массу специальностей – стропальщика, каменщика, печника, отделочника, автослесаря, но техника оставалась его «любимой женой». 17 лет он отработал механизатором на Севере, пробивал дороги, перетаскивал буровые вышки. Потом переехал в Вятку, здесь на бульдозере строил Южный обход Кирова.

- Для меня что бульдозер, что трактор – это как велосипед, всё легко. Может, с рождения дано или отец заложил. Он у меня был детдомовский, с 12 лет сам себя кормил и меня всему научил, – рассказывает он. – Я тоже рано встал на ноги. Женился в 16 лет, а в 18 лет уже дочь родилась, я как раз присягу в армии принимал. Семью свою всегда содержал сам, помощи ни от кого не ждал. Сейчас ещё хозяйство большое держу, как только дом купил, сразу же завёл, чтобы все продукты свои были. У меня только коз 12 штук, а ещё куры, гуси, индюки, цесарки, кроликов было около 100 голов. Спать с женой ложимся за полночь, а в четыре утра уже встаём. А если не работать, то, наверное, болеть буду. Я, например, вообще сейчас не представляю, как можно отдыхать, пойти куда-то, расслабиться. Я больше десяти лет вообще не пью и даже запах алкоголя не переношу. Нет, не кодировался. Просто пошла работа, некогда стало пить. Пойти в «Спецавтохозяйство» Сергею посоветовали знакомые. Опытные и непьющие механизаторы всегда были в большой цене, поэтому устроиться на трактор чистить городские тротуары не составило большого труда. Пока Римша проработал в «САХ» чуть больше месяца, но опытным глазом уже успел оценить, как поставлена эта работа в Кирове.

- У меня было два дня стажировки, после чего меня отправили на линию. Ну потому что дольше стажироваться смысла нет – там есть такие трактористы, которых я должен учить, а не они меня. У меня же права первого класса, все категории высшие. К тому же снег и раньше приходилось чистить. Дорогу в своей деревне под Кировом огребал, а когда охранником работал, в качестве подработки территорию объекта чистил. Но так, чтобы изо дня в день – такого не было.

Качество или количество

Смена тракториста длится 12 часов. Перед выходом на линию мастер «нарезает» каждому фронт работ – пройтись по таким-то кварталам, очистить такую-то площадь. В конце смены все сделанное фиксируется на фото, а сам мастер выставляет механизаторам коэффициент – какой процент от нормы выполнен.

- Дают много объектов и при этом требуют обеспечить качество. Трактора, прямо скажем, не ахти. И к тому же с осени тротуары были сильно запущены, уж не знаю, почему – то ли техники не хватало, то ли снегопады были обильные. В общем, очень сильно натоптано. У меня были места, где на тротуарах толщина снежной корки была сантиметров по 70, и это надо всё снять, – сокрушается Сергей. – Мастера поначалу говорили: «Ты возьми, просто срежь сверху ровно». А я так не могу. Если я сниму слой, а остальной снег останется, через час под ногами опять будет каша. А ночью она заледенеет, и люди будут ходить, как по стиральной доске, и спотыкаться. Поэтому я стараюсь снимать сразу до асфальта. Если тротуар покрыт льдом, а не снегом, здесь должна быть другая тактика очистки. Лёд просто так не снимешь, он тает постепенно, и если ты пробьёшь тротуар на ширину ножа, как делает большинство трактористов, то воде некуда будет уходить и она будет стоять на тротуаре. А если разбить дорожку шире, чем она есть, и открыть обочины, то вода будет стекать на них, а сам тротуар будет сухим и чистым. Но опять же для этого требуется больше времени. Меня так отец приучил: пусть меньше, да лучше. Пусть я сделаю один квартал, а не два, но зато он будет чистым, и потом не нужно будет возвращаться на этот участок снова и снова. Мастера сначала меня отчитывали, мол, норму не выполняю, а потом отстали. Они же видят, что определённый объём сделан, пусть не весь, но зато тротуар чистый, широкий, люди с детьми ходят, не спотыкаются, и коляски легко катать.По поводу недавнего отчёта администрации города о том, что тротуары в Кирове очищены на 80%, Сергей смеётся и говорит, что даже половины нет.

- Они считают тротуар очищенным, когда он просто ровный и не скользкий, даже если там слой снега ещё приличный. А я считаю, что очищенный тротуар – это когда народ идёт по асфальту. Вот как Перескоков говорил – на шпильках.

Поехали кататься?

Сергею кажется неправильным, что за трактористами не закрепляют определённые районы, а каждый раз бросают на разные участки – обычно на те, по которым поступает больше всего жалоб от населения. Из-за этого работу трудно назвать системной.

- Если бы каждый тракторист отвечал за свой район, качество очистки было бы лучше, потому что было бы с кого спросить. А так получается, что каждый надеется на другого: я прошёлся, сверху слой снял на шальной лопате, норму сделал, а за мной пусть доделывают. После меня, например, не надо ничего доделывать. Все участки, которые я за месяц почистил, уже вскрыты до асфальта. У травматологии на Менделеева, по Ломоносова у парка Победы, на Красина. Да и с точки зрения экономии времени лучше иметь закреплённый район, чем мотаться между «делянками». Однажды надо было очистить площадь у Филармонии, так меня вообще посылали с другого конца города. Пришлось туда час пилить, потом час обратно. На тракторе же не разгонишься, на нём ещё нож и щётка навешаны, а дороги у нас – сами знаете какие. Не дай бог, что-нибудь оторвёшь и потеряешь. В нём же телепает, как в стиральной машинке. Лучше уж эти два часа на очистку потратить, чем по городу туда-сюда кататься. И ты норму выработки теряешь, и мастер за это получает от начальства.А иногда механизаторам «САХ» из-за несогласованности и вовсе приходится выполнять двойную работу. Особенно это стало распространено в последние недели, когда в городе начали активно чистить крыши домов.

- Я вот совсем недавно пробил на Володарского очень тяжёлый участок, там был натоптыш с метр высотой, народ через него ходил, прыгал. Я часа полтора с ним боролся, кое-как разбил, растолкал, и тут же при мне этот тротуар с крыши снова снегом завалили. Никто ничего не согласовал, и моя работа пошла псу под хвост. Ночью посылали уже другого тракториста убирать то, что они набросали.

День и ночь

Ещё Сергея удивляет, как неравномерно распределяется нагрузка между дневными и ночными сменами. По его наблюдениям, основная масса работ планируется на день, хотя по ночам, когда большинство горожан спит, а автомобили припаркованы во дворах, чистить тротуары сподручнее.

- Вообще-то, если трактор начал работать на тротуаре, то по технике безопасности кто-то из рабочих должен быть рядом, перекрыть эту дорожку и никого не пропускать. Но по факту такое редко бывает, людей же лишних надо нанимать. Поэтому в дневные смены пешеходы очень мешают. Ты под нагрузкой идёшь, толкаешь-толкаешь, и тут – раз! – перед тобой с коляской выныривают. Останавливаешься, пропускаешь, а потом надо обратно сдавать и опять разгоняться, а это нагрузка на трактор. Лучше бы больше пускали техники в ночь, прохожих меньше. Днём один квартал идёшь часа четыре, а ночью его можно сделать за 2-3 часа. Так город быстрее бы чистился. Тем более никакой доплаты за ночные смены нет, по деньгам всё одинаково. Просто днём все начальство выходит, контролирует. А ночью за тобой только мастер следит.

Техника без хозяина

Не слишком рациональным нашему герою кажется и другой подход руководства «САХ». По правилам организации, механизаторы не имеют закреплённых за собой тракторов, и в каждую свою смену выезжают на том, что дадут. Ремонтируют технику тоже не сами трактористы. Поэтому отношение к трактору такое – лишь бы отработать на нём свою смену, ничего не сломать и до базы дотянуть, говорит Сергей. Никто не трясётся над своей железякой, не стремится продлить срок её службы, потому что сегодня на ней ездишь ты, а завтра кто-то другой.

- Техника не самая старая, но очень сильно изношена, поскольку работает практически без простоев. Я поработал уже на трёх тракторах, и честно скажу, это очень тяжело, потому что каждый трактор работает по-разному и каждый раз к нему нужно привыкать. Однажды мне дали трактор, его пригнали с ночной смены, – я посмотрел на него и ужаснулся. Там была разбита коробка, не работало сцепление, передачи вылетали, то есть трактор был практически неуправляемым. Как на нём приехал мой сменщик, непонятно. А мне ехать на нём в день – не дай бог, кто-то из пешеходов попадётся на пути, а я остановиться не смогу. Я не стал на нём работать. Поставил на заявку, ну на ремонт то есть, и уехал домой. Конечно, у нас всё-таки есть мотивация, чтобы беречь технику, потому что за многие поломки у трактористов вычитают из зарплаты. Не всё, конечно. Если повреждения механической части – а нагрузки всякие бывают, когда выламываешь снег, сложно предугадать, лопнет металл или нет – это автоматически ставится на счёт предприятия. А если уж ты где-то недосмотрел, разбил веткой стекло или снёс зеркала, это уже твоя ответственность. Римша отмечает, что такой подход вроде как справедлив, однако когда на одном тракторе ездят по очереди несколько человек, а за его ремонт отвечают не сами водители, а автослесари, определить истинного виновника поломки не всегда получается.

- Была у меня ситуация, с ночи трактор пригнали, надо в день выезжать, а у него нож заменить надо. Я пришёл, слесарь ворота открывает. «Трактор готов?» - спрашиваю. Отвечает, что готов. Он его выгоняет, а я смотрю, он так нож прикрутил, как будто болты руками тянул. Если бы я не посмотрел, выехал и стал разгребать снег, то сразу же болты бы сломал, нож потерял, и мне пришлось бы обратно возвращаться. Мастер тогда мне сказал, мол, чего возмущаешься, взял бы ключ сам, да и прикрутил. То есть нас до техники не допускают, деньги за ремонт платят слесарям, а я ещё после этого должен пойти и сам же всё прикрутить, то есть за них работу сделать. Вот честно, я бы лучше сам свой трактор ремонтировал, и ездил бы только на нём. Тогда бы он у меня и прослужил дольше. А так ты утром на смену приходишь и не знаешь, какой сюрприз тебя ждёт. Вовремя трактор приедет или задержится, живой придёт или его придётся в ремонт загонять, а если загонять, то на 20 минут или на три часа. Время – деньги. Выехал на смену позже, норму не сделал, деньги потерял. И повлиять никак не можешь. Самая настоящая лотерея.

Час расплаты

Кстати, свою первую зарплату в «САХ» Сергей Римша уже получил. За месяц работы, в течение которого у него было всего четыре выходных дня, ему заплатили … 4900 рублей.

- Стажировка, плюс замены, плюс из-за поломки выезжал в десять часов утра вместо восьми, плюс не выполнил норму, хотя фото есть, что я качественно всё расчистил и мастеру даже благодарность за это вынесли. Но нет, не весь поставленный объём сделал, поэтому минус. А если бы выработку оценивали по объёму фактически выполненных работ, а не по площади очищенного участка, трактористы бы все стремились делать работу качественно, а не наобум. Неправильно сделано. На вопрос о том, пытался ли он донести все озвученные выше соображения до своего руководства, Сергей лишь ухмыльнулся.

- Начальству не объяснишь. На всё один ответ – «Надо!». А не нравится, никто не держит. За дверями очередь из желающих стоит. Но люди на улицах, когда видят мою работу, записывают номер трактора и обещают написать благодарность в «САХ». Значит, я всё правильно делаю.

 
 
По теме
Депутат озвучил позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – За Правду" о принятых поправках с бюджет Кировской области Сегодня на заседании Законодательного собрания Кировской области депутаты обсудили и проголосовали за п
ЦБ предупредил о новом способе мошенничества - ГТРК Вятка Мошенники от лица налоговой рассылают электронные письма с требованием предоставить декларацию о доходах, для чего предлагают пройти по ссылке на «форму» и оставить, в том числе личные данные и реквизиты банковской карты,
ГТРК Вятка
В год лечение в Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят более 1500 детей - Департамент здравоохранения В подразделении Детского диагностического центра – Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят оздоровление и реабилитацию маленькие пациенты с заболеваниями различных органов и систем, в том числе органов дыхания,
Департамент здравоохранения
Масленица в «Талисмане» - Газета Народный вестник Вятки Конный клуб «Талисман» города Советска для своих гостей в этом году подготовил очень насыщенную программу на Масленицу!
Газета Народный вестник Вятки