«Руки — наши»

«Руки —  наши»
Фото: bnkirov.ru

Главный принцип, по которому должна развиваться экономика, — «Больше производишь — больше получаешь, ничего не производишь — ничего не получаешь». В этом уверен Олег Обухов, коммерческий директор «Богородского молочного завода», — того предприятия, продукцию которого сегодня нельзя не заметить на прилавках кировских магазинах. Кажется, это правило работает.

Как вы стали руководителем «Богородского молочного завода»?
— В 2009 году ко мне поступило предложение поработать на этом предприятии, оздоровить его. Там ничего не было, оно было банкротом. Инвестором  и владельцем завода является кировский предприниматель Владимир Лебедев (совладелец известной в городе сети кафе СПК). В 2010 году я вступил в должность и начал работать. Я называю себя реаниматором, или,  как сегодня часто говорят, антикризисным управляющим.

Для вас это был первый опыт управления предприятием, производящим продукты питания?
— Для меня неважно, предприятие какой направленности я возглавляю. Есть три фактора успеха любого бизнеса. Во-первых, у предприятия должен быть продукт. Если его нет, то никакого успеха не может быть в принципе, потому что нечего будет обменивать: в коммерческом смысле — на деньги, в общем смысле — на другие блага.
Во-вторых, чтобы создать продукт, человек должен владеть технологией. Если этого нет, вы не сможете ничего создать. Вот возьмем вашего фотографа: если бы он фотографировал фотоаппаратом ФЭД, то наверное, вы бы его с собой не взяли, потому что процесс бы сильно затянулся. Продукт стал бы нерентабельным.
Третье —  человеческий фактор: продукт должен по своей рентабельности закрывать все расходы производства, технологии и оставлять дополнительные деньги — зарплаты, прибыль.

Сейчас эти три фактора присутствуют на вашем заводе? Насколько выросли экономические показатели с того момента, как вы пришли на него?
— Я постоянно слежу за тем, чтобы все статистические показатели всегда росли. Сейчас  наш годовой валовый доход по продукту составляет 800 млн рублей. Когда мы вошли на предприятие во время банкротства, у него этот показатель составлял 7 млн рублей. Наша цель сейчас — перейти рубеж в один миллиард рублей.

Сколько там было сотрудников и сколько их осталось сейчас?
— Тогда работало всего 7-8 человек. Но сегодня наш штат не сильно раздут: на заводе трудится всего около 50 человек. Многих специалистов мы приглашаем к сотрудничеству на условиях аутсорсинга. Нашим продвижением занимается определенная компания, технолог —  тоже не в штате. Держать топ-менеджеров на постоянной зарплате для маленького предприятия  —  очень дорого. Если мы берем дорогого сотрудника и не можем предоставить ему работу на все 30 дней, в нем нет смысла. Если его задача — проводить одну консультацию в неделю, то лучше взять его только на один день в месяц. В итоге такие специалисты приходят, дают нам знания, а руки —  наши. Если сосчитать всех наших партнеров, то выйдет около 150 человек.  Сегодня мы ставим перед собой глобальные цели.

Какие?
—  «Богородское село» —  федеральная компания.

Вы собираетесь везти вашу продукцию в другие регионы?
— Нет, почему, можно и там открыть производство. «Макдональдс» же не производит булочки только в США. Если вы знаете, как делать продукт, и он нужен публике, не важно, где находится сама публика — можно приехать к ней. Поэтому мы готовимся к масштабированию бизнеса. Но конкретные планы я пока озвучивать не буду.

Что сегодня производит предприятие?
— Я против «кастрюльного» метода: когда у предприятия 750 наименований. Мы производим  немного продуктов (наша основная линейка — это молоко, сметана, масло, творог). Но нам надо делать их лучше всех, поэтому о каждом из них мы заботимся. Не хотел бы выглядеть, как производители соков, которые разливают в упаковки с разными названиями одни и те же жидкости. Так они только повышают внутреннюю конкуренцию.

Как появился ваш новый бренд — круглолицая девушка в платке?
— Изначально наше молоко было в той упаковке которая досталась нам по наследству. А основное условие успеха – должен быть  Продукт с большой буквы. Как  только такой продукт был получен, пришло время придать ему соответствующее  обличие. Упаковка должна соответствовать содержимому и оправдывать ожидания покупателя.  Опросы и растущие объёмы продаж  показывают, что покупатели оценили и сам продукт, и  новую упаковку.

Откуда вы берете сырье?
— От ближайших производителей: из Куменского, Унинского и Сунского районов. Кроме того, наш инвестор недавно приобрел вторую производственную площадку — бывший Даровской маслозавод. За счет этого мы будем увеличивать объемы производства.

А есть куда сбывать продукцию?
— Спрос есть. Люди всегда будут хотеть кушать. Вот у меня на столе лежит карта дефицита молока в нашей стране. Большая ее часть выделена красным:  там спрос выше чем предложение. Наша цель — переработать все сырье, которое возможно переработать. И не обязательно только нашего региона. Я живу в этом городе и хочу, чтобы он был лучше. Я живу в России и хочу сделать и для нее что-то хорошее.



Что  вас мотивирует?
—  Жизнь —  это игра. В бизнесе может быть  только рыночная игра — другой в данном случае не дано. Важно, чтобы арбитры свистели на тех, кто нарушает правила. Иначе — судью на мыло. Цель всей нашей игры — выживание.

Арбитры — это правительство?
— Какая функция у правительства? Собирать налоги и перераспределять их для того, чтобы жизнь нашего населения улучшалась. Но какого населения? Думаю, что ценными можно считать только тех, кто производит больше, чем потребляет. Если мы будем поддерживать тех, кто ничего не производит, экономика не будет развиваться. Сейчас так и есть.  Если, например, у меня в организации человек, занимающий определенный пост, не приносит большого дохода, постоянно болеет, уходит в дополнительные отпуска за свой счёт, и даже когда он находится на рабочем посту, то думает при этом, как уклониться от работы, —  зачем он предприятию?  Моя задача состоит в том, чтобы статистика шла вверх. Если же будут создаваться условия,  препятствующие развитию предприятия, оно тоже перестанет приносить доход.

Это происходит?
— Да, когда приходят проверки. На данный момент у нас идет большая проверка. Нам сразу сказали,  что налоговой нужны деньги, даже не заглянув в документы. А если вам не дают производить, вам хочется это делать? Если корову не кормить, она будет давать молоко?.. Нужно заботиться о тех, кто производит. Если честно, мы сейчас вообще не понимаем, нужны ли мы в этом регионе. Поэтому ведем переговоры с другими областями. Кроме того, мы развиваемся не только на свои, но и на кредитные средства,  и  много денег отдаем банкам. Налоговая же спрашивает нас: зачем вы берете кредиты, вы могли бы заплатить больше налогов. Они не понимают простого закона экономики: если ничего не вложишь, не получишь прибыли. Я считаю, что региону должно быть выгодно, чтобы предприятие  развивалось. И мы росли каждый год, а в этом году не приросли ни на йоту. Потому что весь год мы предоставляли документы в налоговую.

Как должна вести себя налоговая, на ваш взгляд?
— Налоги — это хорошо. Мы готовы их платить, мы их платим. Но с бизнесом надо договариваться. Налоги должны быть выгодны предприятию. Тогда и собирать их будет легко.

Как удается находить контакт с ритейлерами? Особенно с федеральными сетями.
— А у кого-то не получается?

Многие предприниматели изначально жаловались на то, что их не пускают на полки магазинов.
— Это бред. Если я приду к вам домой, чтобы просто посидеть на кухне, вы меня спросите, зачем я пришел. А если я приду с продуктами и устрою вам праздник, то вам, наверное, это понравится. Почему какое-то предприятие считает, что оно может прийти в гости без выгодного для собственника предложения. Мы четко понимаем: если наш продукт не выгоден сети,  виноваты только мы. У ритейлера план простой — больше заработать. И если они выбирают продукт, который не нравится покупателю, они теряют доход. Других правил нет.

Вы общаетесь с фермерами, что скажете об уходящем летнем сезоне?
— Он еще не закончился и я знаю, что на сентябрь многие возлагают большие надежды.  Урожай в этом году собирают позднее, поэтому об окончательных результатах пока говорить не будем.

У вас есть прогноз по поводу того, как будут меняться цены на продукты (в частности, на молочные) в этом году?
— Минэкономразвития делает прогнозы — они говорят об инфляции от 3 до 4%. Я лично не вижу такой инфляции. Да, у нас были сезоны, когда цена падала. Но все определяет рынок. Если продукции не хватает, а покупателю она нужна, тот, кто ее производит, поднимает цену. Но цена повышается до тех пор, пока есть спрос. Если молоко вдруг будет продаваться по 150 рублей за килограмм, вы будете пить чай, и цена начнет падать.
Для нас самое  идеальное — чтобы цены никогда не менялись. Мы знаем, сколько нам нужно сырья, по какой цене мы его покупаем, какую зарплату нам нужно заплатить и сколько останется на развитие. Когда же цены меняются, меняются все наши договоры со всеми партнерами. А у нас более 2500 торговых точек. И согласование новой цены с каждым партнёром —  довольно трудоёмкое и занимающее много времени дело. Это никому не нравится.

Вы за санкции?
— Я  —  за рынок. Я против ограничений выбора и рекламы типа «Покупай татарское», «Покупай вятское» и т. д. Человек должен покупать то, что ему вкусно. Других вариантов нет. Давайте тогда пойдем дальше: «Не покупай айфон», «Не покупай «Самсунг», «Купи русский телефон».
Санкции ограничивают развитие рыночной экономики. Это запреты. Вы говорите: «Я хочу», а вам: «Стоп, расстрел». Так можно прийти к тому, что самим придется в России и хлопок выращивать, и одежду всю шить.
Единственное, что может помочь нашей России, это правило: «Поощряешь производство — получишь производство». Если вы наказываете производство, вы получите не производство, потому что никто ничего не хочет делать, если его наказывают. «Болейте, в больницах сейчас удобно, там есть телевизоры», - говорит нам вся деятельность чиновников. Если людям будет комфортно болеть, они и будут болеть. Если выплаты на бирже труда будут выдаваться с повышенным коэффициентом, будет выгодно не работать вовсе. Если мы это будем поощрять, мы получим неработающих граждан. А их надо кормить. И мы тогда должны будем воевать, чтобы добывать еду для наших граждан. Благо, сейчас пока нам хватает наших ресурсов. Чтобы экономика росла, у нас должно быть много производств. Если мы будем создавать условия для обратного, наша страна будет нищей.

Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru


Досье
Олег Валерьевич Обухов, коммерческий директор «Богородского молочного завода».

Дата рождения: 30 августа 1970 года.
Карьера:
  90-е — коммерческая деятельность: торговля; грузоперевозки;
с 2000-х — индивидуальный предприниматель в сфере торговли;
с 2009 года — коммерческий директор «Богородского молочного завода».
Увлечения: Хоккей с шайбой.
Любимая музыка: Юрий Антонов.
Любимый фильм: «Москва слезам не верит».
Формула успеха: «Производишь больше, чем потребляешь».
 

От автора:
Олег Обухов — правдоруб. А таких сегодня встретишь нечасто. У него своя философия, одна истина, в которую он верит. И о чем бы он ни рассуждал, кажется, он всегда готов закончить свою мысль словами об экономике, производстве и их эффективности.  Он заряжает своей энергией.

 
По теме
В год лечение в Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят более 1500 детей - Департамент здравоохранения В подразделении Детского диагностического центра – Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят оздоровление и реабилитацию маленькие пациенты с заболеваниями различных органов и систем, в том числе органов дыхания,
Департамент здравоохранения
Участников проекта «Конев – Маршал Победы» посвятили в юные экскурсоводы - Kirov.Online Мероприятие прошло в торжественной обстановке в музее Маршала в присутствии ветеранов Ленинского района и старших экскурсоводов ДДТ «Вдохновение» Музей Маршала Конева, дважды Героя Советского Союза, нашего земляка,
Kirov.Online
Сплочённость - главное в команде - Вятский край   В центре «Патриот» провели областные соревнования по туармингу, посвящённые подвигу первой манёвренной воздушно-десантной бригады, которая в 1942 году была заброшена в немецкий тыл.
Вятский край