Служить Богу и людям

2 сентября отмечается День окончания Второй мировой войны. О воинской славе и чести, долге перед Родиной, а также о службе в армии и о служении Богу мы поговорили с руководителем отдела Вятской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Вятки иереем Александром Коссовым.

- Отец Александр, расскажите о том, как Вы пришли к Богу?

- До 29 лет я был атеистом, конечно, не воинствующим, но искренно считал, что Бога нет. Родом я из Подосиновского района на севере Кировской области. Сначала к нам ездил служить отец Иоанн Рублев, позднее поставили отца Василия Булатникова. Мама моя была занята в местной самодеятельности. Как-то встретил ее отец Иоанн и задал вопрос: «Что ж ты, петь умеешь, а в церкви не поешь?». Благословил ее, и с тех пор она трудится при храме.

В то время я только вернулся из армии и постоянно спорил с мамой, говорил, что Бога нет, а она мне доказывала обратное. Приезжаю в очередной раз домой, а она не спорит. Позже я узнал, что это батюшка ей запретил. Однажды мама предложила съездить к отцу Василию Булатникову, который служил в Новой Яхреньге в красивом храме Николая Чудотворца. Помню, наш разговор длился минут двадцать и ни одного слова о Боге не было, но когда я уходил от батюшки, понял, что Бог есть: если такой человек верит в Бога, то Он есть!

Тогда я жил и работал в Кирове, к маме приезжал только летом. Через год после нашей встречи с отцом Василием осознал, что должен креститься, и, когда снова ехал к родителям, то твердо решил исполнить задуманное. Мама сначала даже не поверила, позвонила батюшке, и он меня крестил, а еще через год повенчал нас с женой.

На тот момент истинного понимания веры у меня еще не было. Я технарь и привык все проверять. Как-то решил про себя: «Господи, помоги в этом вопросе, тогда я поверю». Конечно, делать так нехорошо, потом я каялся в этом, но тем не менее Господь разрешил мою проблему. Так было несколько раз, и я снова и снова убеждался, что Бог есть и Он меня слышит. То, что я поступал неправильно, испытывая милосердие Божие, осознал позже. Для меня до сих пор остается загадкой, как Господь, видя наши страшные дела, а мы грешим на каждом шагу, не отворачивается от нас. На своем примере скажу: не помню ни одного раза, чтобы я попросил, а Господь не дал. Напротив, давал больше, чем я просил.

- Вы сказали, что служили в армии. Что Вам это дало?

- У меня есть две точки зрения на этот счет: одна — как я воспринимал армию тогда, вторая — как отношусь к службе теперь. Вообще служение священническое и служение военное очень близки. Служить — это не работать. Работаем мы с восьми до пяти с двумя выходными. В служении надо отдавать себя полностью, все личное должно уйти на второй план.

Я пошел в армию после института и знал, что это долг каждого и его нужно исполнить, но считал это потерянным временем. Дала ли мне что-то служба? Наверное, когда человек приходит служить в 18 лет, то в армии он мужает. Я же был старше, уже состоявшаяся личность. Во время службы стал радистом, но когда демобилизовался, на все вопросы об армии отвечал, что это потеря времени.

Сегодня рассуждаю иначе. Я полтора года служил Отечеству, на это время отставил свое личное и взял на себя заботу о своей стране, о ее защите. Это, может быть, громкие слова, но на самом деле так оно и есть. Если сейчас меня спросить, нужна ли служба в армии, я отвечу: «Да, конечно!». Принесла ли мне она пользу? Да, принесла. У нас общество устроено так, что каждый хочет сделать себя центром всего, заботиться о себе, а не о ближнем. Господь нас такому не учил. Он говорил: «Возлюби ближнего твоего». Исполнение этой заповеди как раз и происходит в армии. Мужчине нигде этого больше не постигнуть. Армия учит смирять себя и служить людям.

- А что Вы думаете о случаях дедовщины?

- Армия — отражение нашего общества. Чем мы живем, то происходит и в армии. Когда человек ставит свое «я» на первое место, тогда и получается дедовщина. Идеал — быть с Богом, любить людей, тогда не будешь унижать слабых. Это не только армии касается, у некоторых и на работе дедовщина присутствует, только нигде об этом не говорится.

- О чем Вы беседуете с новобранцами?

- На призывном пункте стараемся рассказать ребятам о Боге. У нас страна православная, больше половины населения считает себя верующими, а на самом деле таковых единицы, о Боге мало кто задумывается. И вот ребятам, которые попадут скоро в воинскую часть, мы стараемся рассказать о Боге, о том, что любовь — это прежде всего жертва, свои интересы нужно поставить ниже интересов общества. Если же в человеке проснется жажда Бога, то и в армии ему служить будет хорошо.

- До революции военные строили многочисленные церкви. Сохранилась ли эта традиция сегодня? Много у нас храмов на территории военных частей?

- Немного, но еще хуже, что они почти не востребованы. На богослужение приходит очень мало людей. Почему необходим отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами? Мы живем в непростое время: война вокруг нас, она уже касается нашего государства. На переднем крае защиты Отечества — наши воины. Если их дух будет слаб, то у нас нет никаких перспектив. Человек, который не знает Бога, не захочет пожертвовать своей жизнью ради других. Помните, Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). Это и про армию тоже. Живущий вне Бога, принять эти слова не может. Если же кто ищет Бога, а мы расскажем о Нем, и человек уверует, то он придет и к осознанию высоты жертвенного служения. Тогда это будет настоящий воин.

- Отец Александр, расскажите, как Вы стали священником?

- Когда бывал в Подосиновце, старался зайти к отцу Василию, чтобы поговорить с ним, посоветоваться. Именно этот батюшка стал для меня примером того, каким должен быть настоящий священник. Он всю свою жизнь отдал на служение Богу и людям. За два-три года до смерти он сказал мне, что и я должен стать иереем. Для меня слышать это было очень странно, потому что я видел, какой он и какой «слепой» я, себя и близко с ним не поставлю! Сказал батюшке, что это невозможно, а он ответил, что выбора у меня нет: либо стану священником, либо умру!

Я тогда этих слов не понял, хотя мнением батюшки Василия дорожил, а напугать меня невозможно. Поехал в Киров к своему духовному отцу, священнику Иоанну Рублеву, и рассказал ему о своих сомнениях. Отец Иоанн благословил на следующий год поступать в Вятское духовное училище, но я все откладывал. Зарабатывал тогда хорошо и знал, что зарплаты у священников небольшие. Думал, что не смогу хорошо заботиться о своей семье, если решусь пойти по духовной стезе. В то же время меня мучило то, что я получил благословение, но не исполнил его…

В конце 2008 года у меня обнаружили тяжелую болезнь, согласно прогнозам, оставалось жить три, максимум пять лет. На тот момент я был готов уйти, но оставалось незавершенное дело. Тогда сказал жене, что собираюсь стать священником, и подал документы в духовное училище. Когда сдавал экзамены, у меня заканчивалась терапия. Последний экзамен принимал иерей Игорь Шиляев, нужно было что-то пропеть. Я знал только «Отче наш», чувствовал себя плохо, поэтому допевал молитву, как раненая птица. Потом всех нас позвали к ныне покойному владыке Хрисанфу, и там решали, кого принять. Со мной поступали алтарники, чтецы, а я — простой мирянин, думал: «Ну все, меня точно не возьмут». Господь устроил так, что приняли. Другим, которые были достойнее меня, отказали, а меня приняли. Позднее, когда предложили рукоположение сначала во диакона, а потом в пресвитера, у меня никаких сомнений не возникало — я выполнял благословение. Даже радость появилась: исполнил то, что обещал пред Богом. Вообще, жизнь до хиротонии и после сильно отличаются: тогда я ещё не жил, теперь живу.

- С чего началось Ваше служение?

- Почти сразу после рукоположения в священника владыка Марк назначил меня настоятелем храма блаженного Прокопия Вятского в слободе Сошени областного центра. Принимал приход у отца Николая Репина. Когда мы с ним переступали порог церкви, сразу ощутил духовную теплоту, свет. Вообще в этом храме должен побывать каждый: в нём незримо ощущается присутствие блаженного Прокопия. Он и тогда, и сейчас очень помогает мне в служении. Прихожане там добрые, сплочённые, живут в Боге как одна семья. У нас вообще к священникам относятся хорошо, там тоже встретили с большой радостью.

- Вы уже второй год являетесь настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Филейке…

- У нас дружная община, есть активный приходской костяк. Служащих в храме не так много, и часто бывают ситуации, когда необходима помощь. Например, на Крещение попросил помочь с раздачей святой воды. Людей нужно было много, по 19 человек на смену, и два с половиной дня прихожане помогали во славу Божию. Также и с приборкой в храме. Нам благословили поставить новый иконостас. Были определённые трудности, нужно было собрать непосильную для нашего храма сумму. Обратился к приходу, и деньги нашлись! Нам тогда еще очень помог один частный благотворитель, но начались трудности со сборкой иконостаса. После воскресной службы обратился к прихожанам с просьбой читать неусыпаемый акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Всех скорбящих Радость». Это значит, что каждый день в определённое время люди должны читать акафист. Набрали 48 человек, и круглые сутки по очереди мы молились. Все трудности чудесным образом разрешились, поставили иконостас! Поблагодарил прихожан за молитвенные труды, а потом ко мне стали приходить люди и говорить, что хотят так молиться и дальше. Теперь у нас снова читается неусыпаемый акафист.

- Отец Александр, как изменилось со временем Ваше священническое служение?

- Ничего не меняется. И раньше, и сейчас стоишь пред Престолом, служишь Богу и людям. Надеюсь, так будет и через 20 и 30 лет, если доживем. Могу сказать точно: служение Литургии стоит больше, чем вся остальная жизнь.

Пресс-служба Вятской Епархии

 
По теме
В Вятской Епархии обсудили вопросы организации Великорецкого крестного хода - Епархия 28 марта 2024 года в епархиальном управлении под председательством секретаря Вятской Епархии иерея Виталия Лапшина состоялось рабочее совещание, посвященное подготовке к Великорецкому крестному ходу.
Епархия
В год лечение в Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят более 1500 детей - Департамент здравоохранения В подразделении Детского диагностического центра – Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят оздоровление и реабилитацию маленькие пациенты с заболеваниями различных органов и систем, в том числе органов дыхания,
Департамент здравоохранения
Масленица в «Талисмане» - Газета Народный вестник Вятки Конный клуб «Талисман» города Советска для своих гостей в этом году подготовил очень насыщенную программу на Масленицу!
Газета Народный вестник Вятки
Участников проекта «Конев – Маршал Победы» посвятили в юные экскурсоводы - Kirov.Online Мероприятие прошло в торжественной обстановке в музее Маршала в присутствии ветеранов Ленинского района и старших экскурсоводов ДДТ «Вдохновение» Музей Маршала Конева, дважды Героя Советского Союза, нашего земляка,
Kirov.Online