Сосновский судостроительный построит три судна для «Росморпорта»

Фото Е.Окуловой

- Трудно было выиграть этот тендер? - с такого вопроса началась наша беседа с исполнительным директором ОАО “Сосновский судостроительный завод” (минувшим летом предприятие отметило своего 90-летие) И.В. Глушаковым...

- Искать заказы нам, к сожалению, приходится самим. Хотя было бы неплохо, если бы руководство области помогало нам в этом. К примеру, подобное предприятие в городе Зеленодольске Республики Татарстан еще совсем недавно находилось в состоянии банкротства, жизнь на заводе поддерживали четыре сотни человек. Правительство республики обратило на это внимание и “пробило” для зеленодольцев очень серьезный заказ, и теперь наши соседи вплоть до 2025 года будут трудиться засучив рукава, чему можно только порадоваться, - говорит Игорь Витальевич.
- Проблема с заказами, наверное, не единственная?
- Есть проблема, связанная с рекой Вяткой. Сейчас никто не занимается углублением речного русла. А для нас это очень важно. Если лето сухое, спустить судно на воду и испытать его мы можем только осенью, когда уровень воды в реке снова поднимется. По этой же причине мы не имеем возможности принимать суда в ремонт. Они могут застрять на пути к нам или от нас. Все это ограничивает возможности завода. Сосновка - не Санкт-Петербург и не Туапсе, где водное пространство тесно связано с выходом в океан, - ответил Глушаков.
Тем не менее с начала возрождения Сосновского судостроительного завода, с 2008 года, местные и приезжие специалисты непрерывно строят и спускают на воду суда. “Первой ласточкой” послеперестроечного периода стала 110-метровая баржа, заказ голландцев. Это контейнеровоз, способный проходить по каналам, - такие используются по всей Европе. Но первый блин вышел комом. Пока строили баржу, заказчик обанкротился. По словам заводчан, “посудина до сих пор болтается в Звениговском затоне, что в Марий Эл”.
Затем были два рабочих катера и буксир-толкач, который работает на сибирской реке Лене. После них спустили на воду четыре судна ДСВ и три быстроходных катера для Федеральной таможенной службы. В эти дни коллектив завода завершает строительство двух судов экологического назначения. Заказчиком является ФКУ “Речводпуть”. Первый, “Онежец”, уйдет в Петрозаводск и будет бороздить Онежское озеро, порт приписки второго, “Эколога”, - Красноярск.
По утверждению Игоря Витальевича, несмотря на трудности, работать на Вятской земле интересно. Команда специалистов сложилась сильная. Главными своими помощниками И.В. Глушаков считает заместителя директора по качеству Дениса Валерьевича Саламатова  (на фото - в цехе, справа), главного  инженера Александра Юрьевича Воскобойникова, строителя судов Юрия Сергеевича Ховришкина.

Судостроение  - дело серьезное

В рабочем кабинете главного инженера завода А.Ю. Воскобойникова каждая вещь овеяна романтикой моря. На настенном календаре - портрет адмирала Крузенштерна, руководителя первого русского кругосветного плавания. Рядом - фотопанно белого четырехмачтового судна. А по соседству с ним - фотоснимок коллектива завода на фоне своего детища - многострадальной “голландской” баржи.
-Что для вас судостроение? - поинтересовалась у хозяина кабинета.
- Вся жизнь! - не задумываясь ответил собеседник.
Александр Юрьевич родился и вырос в приморском городе кораблестроителей Николаеве. Там, на одном из самых крупных в стране судостроительных заводов, состоялся он и как инженер по судостроению, и как руководитель. И в ходе беседы главный инженер Сосновского завода то и дело упоминал родную Украину. С любовью и грустью - как о малой родине, некогда процветавшей, с тревогой и болью - как о стране, неожиданно ставшей горячей точкой планеты.
- Во времена Советского Союза Украина была главным поставщиком морских транспортных средств. Только в Николаеве работали три судостроительных предприятия, а всего вблизи черноморского побережья насчитывалось шесть таких заводов: в Керчи, Херсоне, Севастополе, Феодосии, - продолжает Александр Юрьевич.- В СССР мы не покупали за границей абсолютно ничего для этой отрасли, все делали “у себя дома”, на разных заводах страны. Особенно если дело касалось судов военно-стратегического назначения. Все было свое: от корпуса до хрустальной рюмки...
- ?
- Не удивляйтесь. На большом корабле есть вся “таблица Менделеева”: металл корпуса и пластмасса отделки, лакокрасочные и изоляционные материалы, шторные и постельные ткани, посуда из разных материалов, в том числе из хрусталя. Советские корабли ходили по всему свету, и на их борту принимали высокопоставленных гостей, проводили важные встречи. Безупречно оформленный стол с красивой посудой - это тоже престиж страны.


- Какое судно из всех, построенных с вашим участием, вам наиболее дорого?
- Каждое оставляет шрам на сердце судостроителя: не подведет ли, верно ли будет служить людям и как долго? - продолжая рассказ, А.Ю. Воскобойников без труда отыскал на экране монитора снимок непривычного для обывателя, очень длинного, с плоской палубой судна. На картинке судно выглядит как безупречно сделанная игрушка. -  Это корабль-авианосец. Его длина 290 метров, там только экипажа под четыре тысячи человек. С моим участием на Николаевском заводе таких кораблей было построено шесть...
Заслушавшись увлекательным рассказом влюбленного в свою профессию человека, с трудом вернула себя к мысли о скромных, по сравнению с авианосцами, судах-экологах.
- В чем их особенность?
- Проблема сохранения природы, водных пространств диктует необходимость строительства таких судов. В прежние времена судовой  механик мог  не  задумываясь  выплеснуть в реку ведро отработанного машинного масла. Теперь с этим стало строго. В случае непредвиденного загрязнения реки или иного водоема нефтепродуктами, отходами канализации или твердыми бытовыми отходами они должны быть собраны в специально предназначенные для этого цистерны на экологическом судне и переправлены к месту утилизации. На строящихся у нас “экологах” будет вмонтировано по три пары цистерн - для разных видов загрязнений. В идеале суда экологического назначения должны быть на каждой более-менее большой реке. Когда-нибудь так и будет. Ну а наши “Онежец” и “Эколог” будут стоять на страже чистоты Онежского озера и сибирской Лены, - пояснил А.Ю. Воскобойников.

Главный по качеству

Неблизкий путь от административного корпуса завода до сборочного цеха преодолеваю вместе с заместителем генерального директора по контролю качества продукции Денисом Саламатовым.
На одной из производственных площадок, в том месте, где река Вятка открывается как на ладони, Денис Валерьевич замедляет шаг. Что может быть примечательного здесь, на не слишком пологой и не слишком крутой травянистой береговой равнине, похожей, скорее, на пустырь, чем на заводскую площадку? Оказывается, именно отсюда происходит спуск на воду каждого нового детища заводчан.

- Это - трансбордерная тележка, - Денис указывает рукой на неприметное, из-за небольшой высоты, но очень протяженное сооружение. - С ее помощью готовое судно доставляется по рельсам к берегу параллельно его кромке. Затем оно перекатывается на другую тележку, косяковую, и с помощью ее спускается на воду. Незабываемое зрелище!
В отличие от своих приезжих коллег-руководителей, Денис - местный, вятскополянский. Он выпускник Вятскополянского механического техникума и Казанского государственного технического университета имени Туполева. Профессия молодого специалиста связана со сварочным производством, и знание тонкостей сварочного дела очень помогает ему в его нынешней должности. На Сосновский судостроительный молодой специалист пришел в 2008 году.

«Технари» снова в цене

Сегодня такие промышленные предприятия, как ОАО “Сосновский судостроительный завод”, остро нуждаются в кадрах, имеющих техническое образование или чисто мужские профессии.
- Ежегодно учебные заведения нашей страны выпускают большое количество дипломированных специалистов, порой без учета спроса на эти профессии на рынке труда, - вновь привожу размышления о современном положении российской промышленности А.Ю. Воскобойникова. - С одной стороны, учиться чему-либо - лучше, чем вообще ничем не заниматься. А с другой - где они, нынешние инженеры, сварщики, токари? Туго сейчас с техническими кадрами! Причем  если азам рабочей профессии можно обучиться непосредственно на рабочем месте, то инженера, обладающего глубокими знаниями, умеющего работать с технической документацией, можно подготовить только в  вузе или техникуме.
И все-таки мастера - золотые руки на предприятии есть. Например, сборщики судов Рамазан Шамсимухаметович Хусаинов и Владимир Гайнуллович Сайфуллин начинали трудовую биографию на заводе еще в 1980-е годы. Пережив вместе с предприятием нелегкое время, вновь в полную силу трудятся в родном судосборочном цехе. Слесарь-монтажник Михаил Петрович Попугаев по совместительству еще и капитан. Это он при спуске нового судна на воду становится за штурвал. Ответственная работа и у бригады маляров, возглавляемой Софьей Петровной Рахимзяновой, поскольку каждый слой краски, каждый штрих выполняется строго по технологии. Как правило, надводная и подводная части судна окрашиваются в разные цвета. А между ними наносится ватерлиния. Она, а также надстройка судна окрашивается в белый цвет. Те, чья работа связана с судостроением, считают, что дело это очень интересное!

Екатерина ОКУЛОВА, Вятскополянский район

 
По теме
В Кировской области раскрыта серия краж из церквей в Яранском и Кикнурском районах - ГТРК Вятка В регионе раскрыта серия краж из церквей, часовни и церковной лавки. Сразу в нескольких районах на имущество религиозных организаций посягнул ранее судимый уроженец Пермского края.
ГТРК Вятка
oVYUQzfq4mEasfsffs - Технологический техникум Вчера состоялась экскурсия в Яранскую центральную районную больницу студентов 1 курса специальности «Сестринское дело» Яранского технологического техникума.
Технологический техникум
 Литературный час «Книга выбирает друзей» - Слободская ЦБС 28 марта в  Салтыковской библиотеке   для детей начальных классов был проведен литературный час «Книга выбирает друзей», посвященный Международному дню детской книги.
Слободская ЦБС