Людмила Таратута: «Мне хотелось усыновить этого ребёнка, но я себя сдерживала»

Людмила Таратута: «Мне хотелось усыновить этого ребёнка, но я себя сдерживала»
6GUy22xFJ2A.jpg
Tw7gA_D6YZs.jpg
CJhSivTUUF0.jpg
Фото: kirov-portal.ru
  Наставник с многолетним опытом о том, как стать настоящим другом для детей из дома-интерната.   Автор: Ирина Булах Общество, озабоченное собственными проблемами, зачастую не понимает людей, которые бескорыстно тратят своё время, силы, внимание и деньги на посторонних детей. Иногда с таким непониманием сталкивается и Людмила Таратута, главный бухгалтер одной из кировских фирм, которая вот уже много лет является наставником для детей из дома-интерната. Почему Людмила Ивановна не усыновила своего первого «подопечного», хотя очень этого хотела, и зачем тратить время и деньги на чужих детей – об этом и о многом другом в нашем интервью с Людмилой Таратута. 
Людмила Ивановна, откуда в вас это желание – помогать чужим детям?
- Знаете, я ещё в молодости смотрела фильм о том, как в роддоме усыновили брошенного ребёнка, и с тех пор тема брошенных детей запала в душу, и я для себя решила, что обязательно кроме своих детей воспитаю ещё и ребёнка из детского дома. 
Почему же вы не решились усыновить ребеёнка, а начали заниматься наставничеством?
- Усыновление – это очень сложно. Да я и не особо поддерживаю это направление… За свою жизнь я столкнулась с тем, что часто при усыновлении мучаются и дети, и взрослые. А я для себя решила, что наставничество, то есть дружба и помощь детям из дома-интерната, – это то, чем я хочу заниматься. 
Кто стал вашим первым воспитанником?
- Это был 7-летний Толик из дома-интерната № 1. Я давно помогала этому учреждению, руководство меня знало и мне, к счастью, доверили этого мальчика. Мы с ним проводили много времени вместе – я его брала домой на выходные, он проводил с нами отпуск, мы ходили в театры, в кафе, в гости. Я покупала ему необходимую одежду, водила в компьютерный кружок, мы с ним много говорили по телефону. Он всегда знал, что в любой ситуации может мне позвонить и я ему помогу. 
Неужели ни разу за время общения не возникла мысль усыновить Толика?
- Поначалу мне приходилось себя сдерживать – очень хотела его усыновить. Но мне те люди, которые занимаются темой усыновления, сказали, что не нужно торопиться. Мы с ним поговорили на эту тему, и я ему попыталась объяснить, что значит «дружить», рассказала, как будет строиться наше общение и чем мы будем заниматься. Постепенно у нас установились отношения, как у тети и племянника. Я считаю, что если нет своих детей, то можно задуматься об усыновлении. А если просто хочется кому-то помочь, как было в моём случае, то усыновление – это слишком серьёзный шаг.
Сколько сейчас Толику лет и поддерживаете ли вы общение?
- Сейчас ему 25 лет и мы, конечно же, общаемся, как родные люди. Я по-прежнему ему помогаю в каких-то вопросах. Когда он поступал в институт – нанимала ему репетиторов, когда бросил институт – ходила по ректорам с просьбой восстановить его. Но с институтом у нас так и не сложилось. Он нашёл себя в другом деле. 
Сейчас у вас есть ещё подопечные?
- Да, когда Толик вырос, я взяла ещё двух маленьких ребятишек. Их потом усыновили. Правда, одного потом вернули. Сейчас у меня на попечении пять человек. Это старшеклассники и те ребята, которые уже вышли из дома-интерната. 
Тот мальчик, которого вернули после усыновления, остался вашим подопечным?
- Мы с ним созваниваемся, я ему привожу подарки, но я перестала его брать к себе в семью. Я слишком хорошо знала, что он вытворял в той семье, которая его усыновила, и поэтому я в некоторой степени даже боялась его. 
Что там происходило?
- Он там мог выть по-звериному, с ножами и ножницами на людей бросался… Был поставлен психиатрический диагноз. Но, знаете, со мной он никогда не был таким. 
Вы уже более 20 лет помогаете детям из дома-интерната. В чём особенно нуждаются такие дети?
- Для них главное, чтобы был человек, которому они могли бы позвонить и обратиться за помощью. Да просто даже поговорить, пару слов сказать о том, как прошёл день. Им главное понимать, что у них кто-то есть. Был период, когда малыши мне каждый вечер по 5-6 раз звонили, а я и не возражала. Им и нужно-то было всего – рассказать, как день прошёл, и услышать, что их дела кому-то интересны. 
Получается, что у наставничества, по сути, нет логического конца. Вы всегда остаётесь для таких детей человеком, к которому они могут в случае чего обратиться…
- Конечно, сложно расстаться с людьми, к которым привязался и перед которыми чувствуешь ответственность. С Толиком мы постоянно в праздники встречаемся до сих пор, и я раз в неделю ему звоню, узнаю, как у него дела. 
Есть такое правило у наставников, что подопечным детям нельзя помогать деньгами, чтобы они не привыкали к «халявным» средствам. Как в этом плане у вас складывались отношения?
- Ну, как нельзя помогать… Надо стараться, чтобы они не видели в вас человека, с которого можно постоянно «тянуть» деньги. А когда ты знаешь, что у ребенка совсем нет денег, когда он ходит в рваных сапогах – как ему не помочь. Одну девочку я на работу к себе брала во время каникул, другой, бывало, денег в долг давала. Всякие ситуации бывали… 
Говорят, что в детских домах и интернатах дети сейчас становятся всё более избалованными, так как их по праздникам просто заваливают подарками.
- Такая тенденция, наверное, не только в детских домах. В семьях дети тоже завалены игрушками и гаджетами. Но есть такой момент, что дети в интернатах считают, что им обязаны дарить подарки, их обязаны обеспечивать, что государство им должно. Кстати, ко мне не было такого отношения, потому что они знали, что я им ничего не обязана.

Людмила Ивановна, как ваша семья относилась к наставничеству?
- Мои дети – сын и дочь – с интересом помогали, интересовались малышами, общались с ними, когда те приезжали к нам. Муж тоже с пониманием относился. Конечно, не скажу, что это его великая цель, но он тоже принимал участие. Вообще, в этом деле поддержка семьи очень важна. 
Среди ваших подопечных есть не только малыши, но и те ребята, которые заканчивают интернат. С какими проблемами чаще всего сталкиваются такие дети? 
- Чаще всего это страх нового коллектива и новых людей. Но они очень быстро умеют адаптироваться и находят себе новых друзей. Ещё в бытовых вопросах они совершенно беспомощны – я их учила, как платить за квартиру, как мусор выносить. Бывают и более серьёзные вопросы, в которых требуется помощь взрослого человека. 
Как правило, дети из детских домов и интернатов не умеют обращаться с деньгами. Приходилось вам помогать вашим подопечным в этом вопросе?
- Есть такое, да. Когда они выходят из интерната, деньги у них есть, пусть и не очень большие, тем не менее планировать покупки и экономно тратить деньги они не умеют. Зачастую покупают совершенно ненужные вещи. Поэтому я решила для своих подопечных девочек провести мастер-класс по приготовлению бюджетных блюд. Мне хочется показать им, что даже из дешёвых продуктов можно приготовить вкусные блюда. Так, я планирую показать девочкам, как приготовить сырный суп, блинчики на воде, свекольный салат. На каникулах мы с ними обязательно встретимся. Конечно, их нужно учить тому, как можно не дорого, но красиво одеться, как можно приготовить вкусный обед, не потратив на всё это больших денег. 
Были ли у вас какие-то сложности в течение вашего наставничества?
- Сложностей не было никаких. Мне эта деятельность всегда доставляла и доставляет радость и удовольствие, а если у человека есть желание помочь, то нет никакого «напряга». Единственный момент бывает, что иногда переживаю, что надо было бы больше помочь, чаще брать к себе…
Почему такие мысли возникают?
- Если я Толику отдавалась вся, так как собственные дети были уже большие и у меня было время и возможности с ним заниматься, то сейчас появились внуки, которые требуют моего внимания.

Кому бы вы посоветовали стать наставником?
- Только по желанию. Если чувствуешь в себе стремление помочь, то можно задуматься над тем, чтобы стать наставником. Здесь не нужно тратить много времени и сил, на самом деле. Можно просто созваниваться с ребёнком, чтобы он знал, что у него есть человек, которому он небезразличен, к которому он может обратиться с любым вопросом и любой проблемой. 
Что лично вам даёт эта деятельность?
- Я получаю огромное удовольствие от того, что могу помочь этим детям, что они могут опереться на меня в сложных житейских ситуациях. Иногда я приезжаю в интернат в ужасном настроении, а там получаю такой эмоциональный заряд, отдыхаю душой среди этих детей. 
Что можете сказать тем, кто не понимает, зачем вы этим занимаетесь?
- Это моё желание, и я это делаю для того, чтобы помочь детям. Больше это никого не касается. Мне даже одна знакомая в лицо сказала: «Зачем тебе это нужно, что, у тебя своих детей нет?». Когда человек не понимает, разве ему что-то объяснишь?
Фото: из личного архива героя

 
 
По теме
В Кировской области раскрыта серия краж из церквей в Яранском и Кикнурском районах - ГТРК Вятка В регионе раскрыта серия краж из церквей, часовни и церковной лавки. Сразу в нескольких районах на имущество религиозных организаций посягнул ранее судимый уроженец Пермского края.
ГТРК Вятка
oVYUQzfq4mEasfsffs - Технологический техникум Вчера состоялась экскурсия в Яранскую центральную районную больницу студентов 1 курса специальности «Сестринское дело» Яранского технологического техникума.
Технологический техникум
 Литературный час «Книга выбирает друзей» - Слободская ЦБС 28 марта в  Салтыковской библиотеке   для детей начальных классов был проведен литературный час «Книга выбирает друзей», посвященный Международному дню детской книги.
Слободская ЦБС