«Весь сентябрь у нас будут вводы-вводы-вводы». Как «Театр на Спасской» переживает смену актёрского состава

Автор: Елена Жолобова В июле «Театр на Спасской» лишился пятой части своей труппы. Главной, и самой трагической потерей стала смерть заслуженной артистки РФ Марины Карпичевой. Она скончалась 16 июля после продолжительной болезни. Ушёл на пенсию по состоянию здоровья артист Николай Забродин. Уволились и уехали из Кирова две семейные актёрские пары - Александр Андрюшенко / Дарья Сосновская и Сергей Трёкин / Наталья Шульга.
Однако уже в августе в театре появились новые лица. В труппу были приняты выпускники Екатеринбургского театрального института Екатерина Дмитриева и Константин Кочнев, а также два Артёма - Артём Гагаринов, в этом году окончивший театральный институт в Ярославле, и Артём Гукенгеймер - выпускник актёрского отделения Пермского государственного института культуры.
24 августа мы побывали в театре и пообщались с молодыми актёрами, а также с директором театра Владимиром Грибановым. По стечению обстоятельств это день для труппы оказался в некоторой степени знаковым. Именно сегодня в театре отметили 40-й день с момента кончины Марины Карпичевой, а двое «новобранцев» - Екатерина Дмитриева и Артём Гукенгеймер - приступили к своим первым репетициям.

Екатерина Дмитриева, артистка Как оказалась в театре. Я достаточно давно знаю «Театр на Спасской». Я родилась и выросла в Кирове, была на многих спектаклях ТЮЗа. Первой осмысленной постановкой для меня как для зрителя был «Иван-богатырь», затем - «Мифы Древней Греции». Потом так получилось, что я поступила в театральный институт в Екатеринбурге. Я никогда не исключала вариант работы в «Театре на Спасской», потому что я всегда знала, что этот театр - один из лучших в городе. Пусть простят меня артисты театра драмы, но «Театр на Спасской» мне ближе. Окончив институт, я отправила резюме в разные театры. Но везде нужны были либо мальчики, либо героини по типажу. Я везде как-то пролетала. В «Театр на Спасской» я пришла еще до того, как стало известно, что многие артисты уходят, поэтому меня сначала не взяли. А потом, когда сложилась такая ситуация с труппой, я прошла прослушивание и меня приняли.
Меня не смущает, что я работаю в провинциальном театре. Наш преподаватель в институте говорил нам: «Не рвитесь в Москву. Если нужно, Москва вас сама найдёт». К тому же здесь работают многие актёры, которые, как и я, учились в Екатеринбурге. Это Александр Трясцин, Елена Васильева, Марина Наумова. В каких спектаклях сейчас занята. У меня сегодня первая репетиция, до этого приходила, смотрела процесс, и вот сегодня я наконец-то вырвусь на сцену. Я играю Волчицу в «Маугли», там приходится осваивать много пластических элементов. Специально до спектакля мы собирались и разучивали приёмы ушу. На следующей неделе у меня будет ввод в спектакль «Два веронца» на роль Сильвии. Вот там текста будет значительно больше.
Как обжилась в Кирове. Я пока живу с родителями, но мне кажется, в ближайшее время нужно будет переезжать и жить отдельно. Потому что тяжело привыкать, когда ты четыре года жила самостоятельно, а сейчас снова опека и вопросы «Куда пошла?».
Роль мечты. В институте мы воспитывались на советской драматургии, на всём, что связано с деревней, с войной. Арбузов, Шукшин, Розов, Распутин, Вампилов - на чём-то таком. Поэтому мне больше хотелось бы поиграть в классике. Например, сделать роль Мурзавецкой в «Волках и овцах» Островского.


Артём Гагаринов, артист Как оказался в театре. Я тоже кировский. После окончания института ездил в Москву, пробовал устроиться там, но для столицы я ещё слишком зелёный, надо поднабраться опыта. В Ярославле тоже не остался. Там театр драмы имени Волкова, весь Ярославль молится на этот театр, туда попасть нереально. Да и я не вижу смысла играть в другой провинции кроме как в той, где вырос. У нас многие, кто учился в Ярославле, работали здесь. Тот же Александр Андрюшенко.
В каких спектаклях сейчас занят. Меня сейчас вводят в три спектакля. Это «Полёт на Марс», я там играю главного героя Димку . В «Мухе-Цокотухе» я ж-ж-ж-жук. А в «Маугли» у меня роль Маугли. Для меня сейчас самое сложное - не слова выучить, а запомнить последовательность своих телодвижений на сцене. Идёт прогон, а на второй день всё равно ещё мало что запоминается. Все уже начинают что-то делать, а ты стоишь и не понимаешь, куда бежать.
Как обжился в Кирове. Вернулся в Киров, живу с мамой. После четырёх лет общаги чувствую себя, как на курорте. Она готовит для меня ужин. Мне это так нравится...
Роль мечты. Как таковой её пока нет. Внешне я выгляжу как положительный герой, а мне нравится играть отрицательных персонажей. Но я понимаю, что я такие роли играть не буду, по крайней мере, в ближайшие лет десять. Если глобально обобщить, то хочется привлечь в театр молодую аудиторию, подростковый сегмент с 14 до 18 лет. Это может быть какая-то современная драматургия, которая бы подростков волновала. Хотелось бы какого-то пространства для эксперимента. Здесь, я думаю, это возможно.


Константин Кочнев, артист Как оказался в театре. Так получилось волею судьбы, что мы с Катей Дмитриевой учились в одном институте в Екатеринбурге, у одного мастера. И когда я заканчивал учебу и искал работу, я понимал, что это будет не Петербург и не Москва. Во-первых, там большая конкуренция, во-вторых, Москва изживает людей. Настолько там сложно первое время, что невозможно задержаться надолго. Там всё слишком глобально. Наш мастер посоветовал нам начинать с периферии. Привел пример, как одна актриса уехала в Москву и там в 40 лет спилась. Катя сообщила, что здесь нужны мальчики, вот я и приехал.
В каких спектаклях сейчас занят. На следующий же день после приезда меня начали вводить в «Кошкин дом» на роль Грача. Вчера у меня уже был дебют на сцене в этом спектакле. Еще я играю Комарика в «Мухе-Цокотухе» и в «Маугли» - там мы стая волков. Я считаю, что не бывает маленьких ролей, бывают маленькие актеры.
Как обжился в Кирове. Если говорить о жилье, то мне дали служебную квартиру. Если речь о городе, то мне показалось, что люди здесь очень доброжелательные. Я прогулялся, сходил в Александровский сад, Вечный огонь посмотрел, по набережной прошелся. Конечно, по масштабам это не Екатеринбург, но город хороший.
Роль мечты. Такая есть, но не думаю, что её удастся осуществить в «Театре на Спасской», потому что «Преступление и наказание» Достоевского здесь вряд ли поставят. Меня очень привлекает образ Раскольникова, все его внутренние перипетии, то туда чаша весов склоняется, то сюда. И это мне очень нравится, потому что я в себе нахожу что-то такое. Для меня идея «сверхчеловека» в какой-то момент стала основной, глобальной. Я стал больше интересоваться этим, совершенствоваться стал, развиваться, чтобы стать не просто личностью, а сверхчеловеком.


Артём Гукенгеймер, артист Как оказался в театре. О том, что «Театру на Спасской» требуются актеры, мне написала Катя Дмитриева - мы с ней познакомились на фестивале в Самаре. Он сказала, что устроилась в Кирове, сказала, что здесь есть места, описала условия. Я еще несколько вариантов рассматривал, но они все были под вопросом, и под вопросом так и остались. Больше всего конкретики было именно здесь, я приехал сюда, показался, плюс отзывы в Перми о театре были очень хорошие. И вообще, преподаватели говорили мне, что я ТЮЗовский персонаж, которому проще найти общий язык с детской аудиторией, поэтому этот вариант меня устроил.
В каких спектаклях сейчас занят. Я только вчера увидел, в какие спектакли меня собираются вводить. В «Маугли» у меня роль волка в стае. Взяли в «Остров сокровищ» на роль Дика Джонсона и в «Мифы Древней Греции» на роль Геракла, Гефеста, Тантала и других. Так и написано - «и др». Еще в спектакле «Над кукушкиным гнездом» дали роль санитара Уильямса. Мои знакомые выпускники из Перми говорят, что приходят в театр и встречают снобизм со стороны старших. Мол, молодёжь, ничего не умеет. Здесь я по крайней мере пока такого не встретил, и это очень здорово.
Как обжился в Кирове. Я здесь ещё меньше недели. Город не сильно отличается от Перми, не такой большой, конечно, улицы не такие широкие. Но много общего. Мне дали служебную квартиру.
Роль мечты. Не знаю, как здесь с этим, но мне больше всего хочется поработать с классикой, сыграть Гамлета. Чехова очень хочется играть, роль Треплева в «Чайке». Я, конечно, в институте его играл, но хочется сделать это в театре, на сцене, с профессиональным коллективом.


Владимир Грибанов, директор «Театра на Спасской» Насколько ожидаемым для вас был уход такого количества актеров?
- Он был абсолютно неожиданным. Марина Карпичева - это самая главная и самая колоссальная потеря для театра. Потому что молодые актёры - это одна история. И совсем другая история, когда человек всю жизнь отдал одному театру. Это была самая талантливая актриса «Театра на Спасской», которая была достойна звания народной артистки. Но так сложились обстоятельства и репертуар, что какое-то время режиссеры с ней не очень активно работали, а там очень жесткие условия присвоения звания, и у меня просто не было возможности подать документы. Потом она заболела. Для меня лично это безумная потеря. Такая невосполнимая, что я до сих пор нахожусь в некоторой растерянности и не знаю, как дальше жить и работать.
Николай Забродин уволился - тут чисто возраст, здоровье ему уже не позволяло работать, он пенсионер. Что касается молодых актеров, то там в обоих случаях были семейные дела, я не буду выдавать личные секреты. Для меня уход и той, и другой семейной пары был неожиданностью. Они были очень активно заняты в репертуаре, особенно Саша Андрюшенко и Сергей Трёкин. Даша Сосновская в последнее время сидела с ребенком в декрете, поэтому мы уже были вынуждены сделать определенные замены. Наташа Шульга тоже была мало занята в репертуаре, потому что училась заочно в Москве, два раза в год уезжала на сессию, и соответственно, выпадала из процесса. Ну и вообще профессия актера - она кочевая. Вполне естественный процесс. Есть какие-то семейные обстоятельства, а есть поиск своего режиссера, своего города и так далее.
Естественно, всё это создало театру сложную ситуацию. Когда я спросил у завтруппой, какие спектакли мы можем играть без вводов, она мне сказала - «Волшебное колечко». Один спектакль из тридцати! Всё. Спасибо, что и те, и другие позвонили заранее, в июле, предупредили. И я сразу начал активные поиски, звонить, писать.

Как отбирали новых актёров? - Катя Дмитриева закидывала удочку на предмет работы у нас ещё в прошлом году в Екатеринбурге, когда мы приезжали на фестиваль «Коляда-Plays». Ну она выросла на нашем театре, ей хотелось сюда вернуться. А потом она подала сигнал своим знакомым ребятам. Параллельно я тоже вёл поиски, приглашал на просмотры. В результате коллегиально отобрали четверых. С ними заключен контракт на один театральный сезон, мы с ними поработаем, они с нами поработают. Будем притираться. Ребята все хорошие, способные.

А по какому принципу выбирали, что учитывали - типаж, степень таланта? - Тут оцениваются разные факторы. Например,в составе труппы есть определённые возрастные категории и типажи, которые необходимы театру. Зачем мне их дублировать? А дальше смотришь, насколько актёр видит, слышит, понимает, насколько он может раскрыться, как у него поставлена сценическая речь. Потому что на сцене всё-таки надо голос через рампу перебросить, чтобы тебя услышал последний ряд. А дальше уже жизнь и режиссеры их ещё чему-то научат.

Будете еще брать новеньких? - По мужскому составу мы закрыли тему. По женскому составу у нас, скажем так, одна вакансия есть. Актриса Маша Бондаренко в октябре уйдет в декретный отпуск. Мы её сейчас уже выводим из репертуара. В «Каренине», где она играла Анну, её заменит артистка кировского театра драмы Елена Некрасова. А роли рассказчика и Сережи вместо Марины Карпичевой теперь исполняет Наталья Сидорова. Мы ввели её в спектакль ещё весной по просьбе самой Марины Дмитриевны. Естественно, что «Каренин» теперь изменится, и даже для тех, кто этот спектакль уже смотрел, будет интересно увидеть его в обновлённом составе.

Насколько сложно «Театру на Спасской» конкурировать с другими театрами страны за новых актеров?
- Сложно, что тут греха таить. Мы все прекрасно знаем, в каком городе мы живём, какие у нас сложности с областным бюджетом. Конкурировать сложно в плане уровня зарплат. И это не только актерские специальности. Мы практически не может найти уже обученных специалистов - гримёров, костюмеров, звукорежиссеров, звукооператоров, художников по свету. Их обучают в Москве и Питере, они там все и оседают. Устраиваются в театры кем угодно, каким-нибудь десятым помощником завмастерской, но там масса шабашек, за счет которых они и живут. С актёрами тоже конкуренция. У нас в Кирове нет театрального вуза. В городах, где ребята учатся, как раз самых-самых обычно разбирают местные театры. Многие сразу едут в Москву, но там сложно даже на показы попасть, не то что в труппу. Слава богу, нам везёт на хороших, талантливых ребят. Работает бренд «Театра на Спасской» и ещё имя режиссёра. Кто-то приезжал работать к Павловичу, кто-то - к Батуриной. В театральном мире имеет значение город, но еще большее значение имеет режиссёр, с которым предстоит работать.

А главного режиссёра у вас до сих пор нет. Со Степаном Пектеевым, который в этом сезоне был режиссёром-постановщиком, не получилось? - Да, не получилось. После того, как он у нас поставил спектакль в качестве приглашенного режиссёра, я пригласил его на сезон в качестве режиссёра-постановщика. Но в тайне про себя думал: молодой парень, несомненно талантливый, как он будет в коллективе? Должность главного режиссёра - это ведь не просто постановщик спектаклей, а повседневная работа с труппой и другими работниками театра. Это масса мероприятий, которыми он должен рулить, генерировать какие-то идеи. И у Стёпы как-то не получилось. У него мозги были «в раскоряку» - он одной ногой был здесь, а другой в Питере. Всё стремился попасть в какие-то лаборатории и маленькие проекты. Желание зацепиться за Санкт-Петербург превышало его желание осесть в Кирове. Быть режиссёром-постановщиком он был согласен, а руководить творческой жизнью театра - такого интереса у него за это время не проявилось.
Ну и потом, то, что он поставил, тоже начало вызывать некоторые опасения. Потому что спектакль «Мюнхгаузен» - замечательный, талантливый, но он фестивальный, он не кормит театр. Такие вещи - для определённого, очень узкого круга зрителей. И та часть публики, которая была готова воспринять этот спектакль, его уже посмотрела, а другого, более массового зрителя, мы на него привлечь не смогли, хотя какие только рекламные ходы ни придумывали. Театр может позволить себе чистый эксперимент, но крайне редко. Это не значит, что надо работать на конъюнктуру. Конечно, если без конца такие спектакли ставить, то лет через пять можно воспитать определенную категорию зрителей, которые заразятся этой эстетикой. Но, как говорится, покуда травка подрастёт, лошадка с голоду помрёт.

Но вы какие-то поиски сейчас ведёте? Есть цель найти главрежа?
- Конечно. Если кто-то думает, что я хочу узурпировать власть в театре, то нет, мне этого не надо. Мы находимся в поиске. У меня сейчас есть два помощника - это наши артисты Саша Трясцин и Наташа Красильникова. И я очень надеюсь на их активный вклад в формировании репертуара.
Саша уже закончил обучение в институте Москве, он профессиональный режиссёр. Одну постановку он уже сделал - это «Полёт на Марс». 22 сентября у него должна была быть премьера второго спектакля «Гудбай, Берлин!». Но в силу того, что и Трёкин, и Андрюшенко - исполнители главных ролей - ушли, мы этот спектакль заморозили. Надо к молодым ребятам приглядеться, может быть позже эту работу продолжим. Ну и перед Новым годом выпустим детскую сказку «Ёлка из Листвии» Наташи Красильниковой, это будет ее первый режиссерский опыт на большой сцене.

Какие ещё спектакли будут отложены или сняты с репертуара из-за ухода актёров? - Будем снимать с проката «Отрочество», это уже точно. В раздумье пока насчёт «Сна в летнюю ночь», может быть пока его оставим, заморозим, посмотрим на молодых ребят, в состоянии ли они будут ввестись. Там нужно заменять трёх исполнителей, плюс это Шекспир и пьеса в стихах, не так всё просто. Ну и «Мюнхгаузена» будем списывать. Потому что основного актёрского состава там уже нет и, как я уже сказал, нам сложно собрать на него массового зрителя.
Осенью режиссер Алексей Зимин поставит для детей «Розу и соловья» по мотивам двух сказок Андерсена «Свинопас» и «Принцесса на горошине». Вообще, мы в этом сезоне больше планировали работать для детей, потому что репертуар вечерний, взрослый, его достаточно много. Было, пока эти гаврики не уволились…
Сейчас мы вводим новеньких в текущий репертуар, который наиболее активно играется. Время ещё есть. Сентябрь у нас всё равно такой особенный месяц, когда зритель ещё раскачивается. В школах утрясают расписание, взрослые зрители - кто-то возвращается из отпусков, кто-то убирает урожай в садах, кто-то за грибами ещё ездит. А уж в октябре в театр пойдут толпами. Так что практически весь август и сентябрь мы будем заниматься вводами-вводами-вводами. Огромное количество спектаклей надо успеть сделать, почти три десятка. Но мы справимся. Главное - период неопределённости у нас прошел. Теперь остаётся только работать.
Последние новости   Минздрав назвал самые распространённые болезни у россиян Погода в Кирове. В четверг жара пойдёт на спад Из-за обрыва троллейбусной линии Производственная и Воровского встали в пробку Под Кировом обнаружена опасная свалка с останками коров и лошадей Пожар в Кирово-Чепецком районе унёс жизнь семьи, гостью супругов спас из-под завалов случайный прохожий  
 
По теме
8 сентября 2017 года в рамках Всероссийского молодежного формума-фестиваля "Артмиграция" будет показан спектакль Кировского областного драматического театра имени С.М.
В год лечение в Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят более 1500 детей - Департамент здравоохранения В подразделении Детского диагностического центра – Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят оздоровление и реабилитацию маленькие пациенты с заболеваниями различных органов и систем, в том числе органов дыхания,
Департамент здравоохранения
Масленица в «Талисмане» - Газета Народный вестник Вятки Конный клуб «Талисман» города Советска для своих гостей в этом году подготовил очень насыщенную программу на Масленицу!
Газета Народный вестник Вятки
Участников проекта «Конев – Маршал Победы» посвятили в юные экскурсоводы - Kirov.Online Мероприятие прошло в торжественной обстановке в музее Маршала в присутствии ветеранов Ленинского района и старших экскурсоводов ДДТ «Вдохновение» Музей Маршала Конева, дважды Героя Советского Союза, нашего земляка,
Kirov.Online